Ви є тут

Профессионально-нравственное самоопределение журналистской корпорации в ситуации становления гражданского общества

Автор: 
Абилькенова Валерия Анатольевна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193691
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................2
ГЛАВА 1. Ценностные ориентиры самоопределения журналистского сообщества в ситуации становления гражданского общества............19
1.1. Гражданское общество и его ценности....................19
1.2. Социальная миссия журналистики в ситуации становления гражданского общества.....................................................34
1.3. Нормативно-ценностная система как атрибут журналистской профессии ............................................................52
1.4. Саморегулирование профессии.............................68
1.5. Профессионально-нравственный кодекс журналистики........74
ГЛАВА 2. Социологический анализ опыта профессионально-нравственного самоопределения региональной журналистской корпорации................................................................84
2.1. Теоретико-методологические и методические проблемы социологического исследования опыта профессионально-нравственного самоопределения региональной журналистской корпорации........................84
2.2. Тактика и методы качественных исследований..............92
2.3. Диагностика профессионально-нравственной ситуации в отечественной журналистике..................................................103
2.4. Динамика дискурса журналистов о нормативно-ценностной системе профессии.........................................................137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................157
БИБЛИОГРАФИЯ................................................161
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования определяется комплексом факторов.
Во-первых, характером ситуации, в которой сегодня находится гражданское общество в России. Особенностью его современного состояния является этап становления, осложняющийся рядом обстоятельств. К их числу можно отнести: трудности рождения и роста ценностей и норм гражданского общества, их непростое сосуществование с другими ценностями, в том числе традиционной морали, что в общем характеризуется как моральный кризис; поверхностный уровень представлений о природе и ценностях гражданского общества (в том числе со стороны властных структур и институтов гражданского общества, ответственных за его формирование), противоречие между формальным декларированием ценностей гражданского общества (Конституция, Послания Президента и т.д.) - и реальной практикой т.н. “управляемой демократии” и др.
Во-вторых, проблематизацией роли СМИ, которые в развитом гражданском обществе являются одним из важнейших институтов, стремлений, возможности и способности СМИ нести ответственность за степень зрелости становящегося гражданского общества, способствовать формированию и культивированию его ценностей.
Эта проблематизация выражается прежде всего в том, что, как и общество в целом, профессиональное сообщество (корпорация) журналистов само оказалось вовлеченным в ситуацию кризиса, точнее, двух одновременно протекающих кризисов - идентификации и самоидентификации. В первом случае речь идет о феномене, который исследователи этоса журналистской корпорации характеризуют как прежде всего “кризис отношений с внешней средой”, а в основе этого кризиса видят изменение отношения к СМИ и журналистам как со стороны общества, так и со стороны власти. Не менее актуальный, а для темы диссертации самый важный - кризис самоидентифика-
июня 2004 г., организаторы: А11КО “Центр прикладной этики: XXI век”, комитет по делам национальностей администрации Тюменской области); «Профессионализм современного журналиста: сервисное ремесло на
информационном рынке и/или гражданственность высокой профессии» (Тюмень, 2005 г., организаторы: АНКО «Центр прикладной этики: XXI век», департамент информационной политики Тюменской области).
Материалы диссертационного исследования, составившие параграфы “Профессионально-этическое нормотворчество в медиасообществе” и “Социальная миссия СМИ и задачи саморегулирования”, были включены диссертантом в цикл лекций и практических занятий по основам профессиональной этики журналиста на отделении журналистики Тюменского государствен но го у ни верситета.
Материалы диссертационного исследования, составившие параграфы «СМИ как институт гражданского общества», «Социальная ответственность журналистики», «Особенности нормативно-ценностной системы журналистской профессии в становящемся гражданском обществе», были использованы при подготовке Записки к заседанию Совета Гражданского Форума Тюменской области по вопросу «Роль СМИ в формировании институтов гражданского общества в Тюменской области».
Результаты диссертационной работы были использованы при проектировании Тюменской этической медиаконвенции, которая решением правления Союза журналистов Тюменской области рекомендована для включения в уставные документы тюменских СМИ.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы обсуждались на международных, российских и региональных научных и научно-практических конференциях и семинарах: «СМИ и общество» (Голицыно, декабрь 2004 г., организаторы: Московская школа политических исследований, Комиссия европейских сообществ и др.), «Местное самоуправление» (Пермь, 2002-2004 г.г., организаторы: Московская школа политических исследований, Комиссия европейских сообществ и др.);
15
«Укрепление демократического института независимых СМИ в регионах России» (Тюмень, апрель, октябрь 2005 г., организаторы: Московская школа политических исследований, Комиссия европейских сообществ и др.); на семинарах клуба региональной журналистики «Из первых уст» (Москва, 2006 г., организаторы: межрегиональная общественная организация “Открытая Россия”); международная научно-техническая конференция “Нефть и газ Западной Сибири” (Тюмень, 25-27 октября 2005 г., организаторы: Тюменский государственный нефтегазовый университет); «Профессиональное правильно» в российской журналистике: миф? Шанс? Прогноз?» (Москва, февраль 2001 г., организаторы: АНКО “Центр социальных исследований и инноваций”). А также в цикле семинаров, реализующих проект создания Тюменской этической медиаконвенции “Медиа-этос: ценности и “правила игры” регионального сообщества журналистов” (Тюмень, 1999-2001г.г., организаторы: АНКО “Центр прикладной этики: XXI век”); поисковый семинар “Журналист и законодатель в Тюмени: через взаимопонимание - к взаимодействию” (Тюмень, июнь 2002 г., организаторы: АНКО “Центр социальных исследований и инноваций” г. Москва и Тюменская городская Дума); цикл семинаров по теме “Социальная ответственность журналиста: опыт “нормализации” нормы” (Тюмень, 2001-2002 г.г., организаторы: АНКО “Центр социальных исследований и инноваций”); совместный семинар лидеров НКО и журналистов “Самопознание НКО и СМИ как институтов гражданского общества” (Тюмень, июня 2004 г., организаторы: АНКО “Центр прикладной этики: XXI век”, комитет по делам национальностей администрации Тюменской области).
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем 172 стр.
Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Абилькенова (Кабакова) В.А. Профессионально-нравственное самоопределение журналистов (анализ опыта регионального сообщества) //
16