Ви є тут

Особенности ценностных ориентаций на образование у коренных малочисленных народов Севера

Автор: 
Громова Надежда Захаровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193450
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение.........................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты изучения ценностных ориентаций у коренных малочисленных народов
Севера................................................................20
§1-1 -Т еоретико-методологические основания социологического
исследования ценностных ориентаций....................................20
§1.2.Состояние и проблемы социально-экономического развития
коренных малочисленных народов Севера.................................33
§1.3.Основные признаки, влияющие на формирование системы
ценностных ориентаций у коренных малочисленных народов
Севера................................................................45
Глава 2. Особенности ценностных ориентаций на образование у коренных малочисленных народов Севера в новых социально-
экономических условиях.............................................. 53
§2.1.Система образования у коренных малочисленных народов
Севера................................................................53
§2.2.Исследование ценностных ориентаций на образование у коренных
малочисленных народов Севера..........................................67
§2.3.Основные тенденции изменения ценностных ориентаций у
коренных малочисленных народов Севера.................................93
§2.4.Приоритетные принципы, определяющие динамику ценностных ориентаций на образование у коренных малочисленных народов
Севера................................................................97
Заключение.....................................................104
Библиография...................................................121
Приложения.....................................................132
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпоха - это эпоха коренных, масштабных изменений и реформ. Реформы влекут за собой существенные трансформации общественного сознания, которые выражаются в изменении содержания ценностных представлений, ориентаций и установок, перераспределении иерархии ценностей не только в обществе в целом, в отдельных социальных группах, но и у конкретной личности. Ориентиры поведения, ценности жизни даются личности в огромной мере ее языком, культурой, религией, воспитанием. Вскрывая социальные и экономические структуры, важно выявить собственную точку зрения каждой личности, которые образуют эти структуры, действуют в них. Поэтому необходимо изучать ценностные ориентации личности, детерминированные как объективной материальной жизнью, так и мировоззрением и миропониманием человека.
В отечественных социологических мониторингах анализ состояния и развития базовых ценностных представлений россиян под воздействием трансформационных процессов занимал и занимает важное место. В качестве объекта социологических исследований чаще всего выступают ценностные ориентации личности или группы - выбор ценностей, производимый людьми. Они определяют избирательность отношения человека к материальным и духовным ценностям, которая проявляется в его поведении1. Формирование ценностных ориентаций происходит на основе внутренних потребностей личности и под влиянием усвоенных социальных ценностей, то есть система ценностных ориентаций во многом зависит от системы ценностей, распространенной в обществе.2
Подходы к исследованию систем ценностных ориентаций различных обществ также являются объектами исследования, в которых чаще всего сопоставляются процессы трансформации ценностных ориентаций общества и
'Козлова О.Н. Духовная культура современного общества//Социально-политич.науки. 1991. № 10. С. 122.
2Философский энциклопедический словарь/Под.ред.И.Т.Фролова. - 5-е изд. М., 1989. С.732.
•>
16
существование прямой зависимости между ценностными ориентациями на образование и местом постоянного проживания респондентов из числа коренных малочисленных народов Севера;
- наличие сдерживающего фактора при мотивации на получение или повышение уровня образования - финансовой несостоятельности респондентов;
- наличие собственного мнения об изучении родного языка;
сохранение и передача по наследству традиций национальной культуры и искусства в семейном воспитании у коренных малочисленных народностей Севера.
Надежность научных положений определяется репрезентативностью выборок исследований, сопоставимостью использованных эмпирических данных. Научные выводы и практические результаты автора коррелируют с данными официальной статистики, а также результатами социологических исследований других авторов по данной проблеме.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. При определении основных тенденций формирования активной социальной ориентации, путей повышения роли коренных малочисленных народов Севера в общественно-политических, социальных и экономических процессах для устранения негативных последствий промышленного освоения Севера видится следующее: признание за коренными народами права собственности на землю и природные ресурсы, играющие роль природной среды. Основой традиционной северной экономики является традиционное природопользование - оленеводство, рыбный, охотничий и морской зверобойный промыслы коренных народов Севера. Поэтому восстановление и рыночная адаптация традиционной северной экономики должны быть нацелены на укрепление традиционного жизнеобеспечения и полной занятости малочисленных народов Севера. Содержание, формы и методы этой работы нуждаются в определенном корректировании в зависимости от
социально-экономических особенностей развития региона, особенностей национальной культуры, количества населения и детей коренных национальностей, стабильности и оседлости населения, наличия надежных средств сообщения, количества и территориального расположения учреждений народного образования, наличия внешкольных воспитательных учреждений, специфики базовых предприятий.
2. При разработке Концепции образования коренных малочисленных народов Севера необходимо придерживаться Концепции модернизации российской системы образования, которая предусматривает как структурную, так и институциональную перестройку профессиональной подготовки кадров. К сожалению, сегодня можно говорить о недостаточной сопряженности различных профилей подготовки специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера: гуманитарной, естественно-научной, общепрофессиональной и специальной - как в содержательном плане, так и в смысле ресурсного (финансового) обеспечения. Существуют проблемы, связанные с реализацией каждой из этих составляющих учебного процесса. Разрабатывая Концепцию образования коренных малочисленных народов Севера необходимо учитывать психологические и физиологические особенности личности учащегося. Создавая условия для более благоприятной адаптации, одновременно изучать причины и следствия деятельности учащегося в период его обучения в образовательном учреждении. Подготовка кадров из числа молодежи, постоянно проживающей в регионе должна быть иной по сравнению к существующей.
3. Для совершенствования взаимодействия сферы образования и сферы производства в целях объединения усилий по обеспечению качественного образования выпускников сейчас назрела необходимость решения более сложной задачи - модернизации внешних процессов взаимодействия высшей школы и сферы производства в целях объединения их усилий по обеспечению качественного образования выпускников. Путь для решения проблемы