Ви є тут

Учитель как феномен культуры и социальной реальности

Автор: 
Сафронов Игорь Павлович
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2002
Артикул:
193655
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ПЛАН
Введение............................................................ З
Глава І. Теоретико-методологические основы исследования Учителя как социокультурного феномена...........................................28
1.1. Определение объекта исследования. Характеристика основных его понятий.................................................................28
1.2. Учитель как теоретический концепт и конструкт социальной реальности.................................................................61
1.3. Социокультурная коммуникация «учитель-ученик».................101
Глава II. Учитель как субъективная и объективная реальность в культуре...............................................................129
2.1. Учитель как субъективная реальность: феномен автокоммуникации ...............................................................129
2.2.Социокультурный образ Учителя как значимого другого............157
2.3. Феноменология Учителя в культуре: опыт социальной типологии................................................................175
Глава III. Социокультурный феномен Учителя в духовной жизни и современной реальности...............................................216
3.1. Социокультурный феномен Учителя в духовной жизни Востока и Запада: сравнительный анализ...............................................216
3.2. Особенности Учителя как социокультурного феномена в духовной жизни России.............................................................245
3.3. Феномен Учителя в современной социальной реальности: опыт социологического исследования.............................................262
Заключение.........................................................276
Литература.........................................................281
Приложения.....................................................307-315
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время закономерно возрос интерес научного сообщества к проблемам духовного воспроизводства, личному характеру обретения жизненного опыта, способам его осмысления и передачи.
Антропологический поворот, рельефно обозначившийся в гуманитарном знании конца XX века, породил проблему поиска новых концептов и парадигм для понимания ускользающей социальной реальности, т.к. прежние модели ее объяснения, развиваемые в рамках классической (модернистской) социологии, оказались довольно статичными для осмысления ее изменчивой сущности.
Так, по мнению известного французского социолога А. Турена, если в 60-е годы XX века все проблемы в социологии сосредотачивались вокруг понятия социальной системы, то теперь они концентрируются вокруг понятий действия и деятеля (актора)1. В центре внимания сторонников этого подхода все больше оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом социальном и культурном измерении.
На важность антропоцентрического подхода обращает внимание и российский социолог Ж. Тощенко, подчеркивая, что данный подход находится в русле традиции русской социологической школы, составляя ее особенность и отличие от многих школ и направлений западной социологии2.
Культура, при таком подходе, предстает перед нами не как парящая над людьми таинственная безличная целостность или как совокупность неких отдельных независимых от них духовных и материальных ценностей, а как живое и реальное воплощение личностей, как результат и необходимое условие такого взаимодействия, как диалог.
1 Touraine A. Critique de la modernité. - P.: Fayard, 1992. - 419 p.
2 Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности// Социологические исследования. 2000. - № 2. - С.7.
30
то можно выявить, на уровне обыденного словоупотребления, по меньшей мере, три значения слова учитель: 1. тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; преподаватель, 2. тот, кто научил или учит чему-либо, кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-либо, чего-либо; воспитатель, наставник и 3. тот, кто является главой, автором какого-либо учения, высшим авторитетом в какой-либо области и имеет последователей4.
Таким образом, понятием учитель обозначается не только профессия, но и специфическая деятельность, способствующая развитию внутреннего мира человеческих индивидуальностей, а так же и некое духовное творчество в различных областях человеческого знания5. Если учитель как профессия, понятое в первом значении этого слова - предмет педагогики, то последние два значения: учитель как наставник, воспитатель, точнее - учитель жизни и учитель как высший авторитет, имеющий последователей (учеников) и выполняющий некую культурную миссию в обществе как духовный учитель, способны вызвать интерес у социолога и философа.
Последние два значения (духовный учитель и учитель жизни) не следует противопоставлять первому - учителю как педагогу-профессионалу, но различать их необходимо, т.к. с этими феноменами человек встречается на различных уровнях своей социокультурной социализации как процесса усвоения ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данной
4Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. - М.: Рус. яз., 2000 - Т.2.: П-Я. - С. 884.
3 В некоторых европейских языках данное отличие закреплено. Например, в
английском и французском языках, наряду с учителем школьным (teacher -англ., professeur - франц.), можно обнаружить, соответственно, и другое
значение - Мaster и Maitre, как обозначение творца, духовного учителя. В русском языке, как мы показали, понятием учитель обознаются как педагогические феномены, так и феномены, которые гораздо шире их по значению.
31
культуре и обществу6. На уровне первичной социализации (детство, отрочество, юность) значимость учителя как педагога-профессионала не вызывает сомнения, хотя его воздействие на ребенка, подростка и молодого человека так же не следует сильно преувеличивать - оно детерминировано многими жизненными обстоятельствами индивидуальной судьбы каждого из них. И чем ближе молодой человек приближается к этапу вторичной социализации (зрелости), тем важнее и значимее для него становится поиск и нахождение объекта идентификации - «значимого Другого». Однако процесс поиска этого объекта не завершается с ее окончанием - в любом взрослом человеке, как и в молодом человеке (девушке), подростке, много горизонтов, обозначаемых «значимыми другими», невероятно много измерений с разными полюсами.
Достигнув зрелости, человек не становится раз и навсегда целостным субъектом, т.е. феномен Учителя не исчезает и для взрослого - он принимает другие формы (учитель жизни и духовный учитель), он необходим для конструирования своей субъективности. Эрих Фромм так выразил эту закономерность: «Человеку нужна система координат, некая карта его природного и социального мира, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно»7. Вот почему огромную роль в современном гуманитарном знании, в большей степени, чем когда-либо, играет проблема культурной (этнической, социальной, гендерной и пр.) идентичности.
Приняв подобные предпосылки за некоторые исходные, можно сделать вывод о том, что главное в социологическом изучении феномена Учителя -это не поиск противоположности молодежного и взрослого, формального и
6 Наше определение социализации и выделение ее двух подтипов соответствует современному их употреблению в социальных науках (см.: Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1998.-С.328.).
7 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. -С. 200-201.