Ви є тут

Уровень толерантности в Республике Адыгея : Социологический аспект

Автор: 
Аташукова Марина Казбековна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276466
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава I. Социогуманитарные концепции и методологические
подходы к исследованию толерантности 13
1.1. Этносоциальный, этнопсихологический и религиозный аспекты толерантности 13
1.2. Социокультурные механизмы формирования толерантного сознания и толерантного поведения 45
Глава II. Специфика толерантности в полиэтничном регионе
(на примере Республики Адыгея) 68
2.1. Динамика и противоречия толерантности как нормы межкультурного и межэтнического взаимодействия 68
2.2. Этническая и религиозная толерантность в Адыгее (по материалам социологических исследований) 92
Заключение 130
Список использованной литературы 135
о
3
Введение
Актуальность темы данной диссертационной работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики существенно изменилась ситуация с состоянием и развитием национальных отношений в нашей стране. Распад СССР негативным образом сказался не только на материальном положении больших групп населения, но и породил ряд проблем, в том числе межнациональных, связанных с переходом от одного типа государственного устройства к другому. Есть примеры проявления национализма, шовинизма со стороны отдельных молодежных группировок, которые готовы к физическому уничтожению представителей некоренных народов. Ситуация на Северном Кавказе также обострила проблему формирования толерантного сознания и поведения у представителей всех этносов, населяющих современную Россию.
В течение почти четырехсот лет в России формировалась система взаимодействия между различными народами на основе ведущей роли русской нации. В царской России отсутствовало реальное равенство между различными этносами в овладении материальной и духовной культурой, развитии национального творчества, формировании собственных национальных кадров в различных отраслях производства. В то же время предпринимались попытки для создания отношений терпимости к национальным традициям, обычаям, религиозным воззрениям, которые существовали у представителей народов, входящих в огромное российское государство.
Проблема толерантности и практика ее реализации, следовательно, порождена не только проблемами межэтнического взаимодействия последних пятнадцати лет. Она существовала всегда в отношениях между представителями разных культур в нашей стране. Был накоплен определенный опыт ее решения, который требует своего рассмотрения с точки зрения применимости к современной ситуации. Актуальной проблемой является социологическое изучение особенностей решения проблемы формирования межэтнической толерантности в условиях
13
Глава 1. Социогуманитарныс концепции и методологические подходы
к исследованию толерантности
1.1. Этносоциальный, этнопсихологический и религиозный аспекты
толерантности
%•
В современной научной литературе процесс определения понятия «толерантность» находится в стадии становления. Поэтому имеет смысл рассмотреть историю возникновения и развития этого понятия, его этимологию, основные аспекты его использования в быту, а затем, поднимаясь по ступенькам научного обобщения, соотнести с другими категориями — сначала близлежащими, затем противоположными по смыслу.
Обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн и в содержательном плане выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее этот принцип согласия нашел выражение в либеральном сознании эпохи Просвещения, в частности, в философских концепциях общественного развития Т. Гоббса, Д. Локка, В. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо. Выдающиеся ученые ХУИ-ХУШ вв. выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Наиболее последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности бьтл Вольтер. В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер, не критикуя ни одну из конкретных религий, показал, что религии, милосердные по своей сути, могут быть разрушены предрассудками и нетерпимостью. Он утверждал: верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах; любое верование, считал ученый, имеет право на существование.
Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями, народами, социальными группами.
В 1789 г. - через 11 лет после смерти Вольтера — во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей
14
декларации прав человека 1948 г., провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.
Этимологически понятие толерантность происходит от латинского глагола Ыегаге (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка толерантности в разных культурах неоднозначны. Интересный сравнительный анализ понимания данной категории в разных языках предпринят авторами книги "На пути к толерантному сознанию1'2.
В английском языке понятие толерантность выражает три пересекающихся значения:
- устойчивость, выносливость;
- терпимость;
- допуск, допустимое отклонение.
Иллюстрируя сказанное, можно привести несколько выдержек из разных источников. Так, Оксфордский словарь раскрывает толерантность как "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь". Англо-русский психологический словарь дает следующий спектр значений толерантности:
- приобретенная устойчивость,
- устойчивость к неопределенности,
- этническая устойчивость,
- предел устойчивости (выносливости) человека,
- устойчивость к стрессу,
- устойчивость к конфликту,
- устойчивость к поведенческим отклонениям.
Во французском языке толерантность трактуется как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».
В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
2 См.: На пути к толерантному сознанию. Отв. ред. Асмолов А.Г. - М.: Смысл, 2000. С. 179-180