Ви є тут

Научно-инженерное сообщество в социальной культуре России

Автор: 
Алешин Василий Иванович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
303095
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................... 2
1. «Научно-инженерное сообщество: история, методология, структура»
1.1 История российского инженерного корпуса...................... 20
1.2 Теоретико-методологические основы социокультурного анализа научно-инженерного сообщества.................................... 37
1.3 Формирование и структура НИС................................. 52
2. Сущность, основные признаки и функции научно-инженерного сообщества в России
2.1 Условия формирования российского НИС..................... 71
2.2. Социокультурная среда как условие функционирования НИС 102
3. Социокультурные и коммуникативные основания деятельности НИС России
3.1. Основные виды коммуникативных связей НИС................ 115
3.2. Отношения НИС и государства................................ 131
4. Социокультурные факторы динамики инженерной науки
4.1. Взаимодействие научных традиций и возникновение нового инженерного знания.............................................. 150
4.2. Стратегии научного инженерного поиска и динамика инженерного знания.......................................................... 162
4.3. Наука и техника как социальный институт................. 174
5. Проблемы социокультурной регуляции научно-инженерного сообщества в современной России
5.1. Содержание и особенности инженерной деятельности в России... 187
5.2. Основные этапы и социокультурные последствия развития инженерной науки и техники...................................... 205
5.3. Современная инженерная культура в России................... 220
Заключение...................................................... 237
Библиография.................................................... 242
Приложение...................................................... 255
2
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические процессы в нашей стране в настоящее время неизбежно разворачиваются в направлении модернизации. Эти тенденции вызывают соответствующие, зачастую болезненные, перемены в структуре производства - в частности, речь идет о повышении требований к уровню квалификации рабочего персонала. Во многом это предполагает коренные изменения, в первую очередь, профессиональной научноинженерной культуры, поскольку в современных производственных отношениях проблематика материального производства отходит на второй план но сравнению с проблемой развития человеческих ресурсов - главной движущей силой научно-технического развития остаются люди, осуществляющие научные исследования и разработки, занятые производством материальных благ и подготовкой специалистов, внедрением новаций, созданием соответствующей инфраструктуры. Социальная общность, объединяющая производственников, учёных и специалистов в области технических наук, в нынешнем понимании представляет собой научно-инженерное сообщество (11ИС).
Научно-инженерное сообщество, техника является результатом практической деятельности людей, продуктом исторического развития общества, вещественной стороной материального производства, важнейшим звеном в отношениях между людьми в процессе производства и ей присущи социальные характеристики, отражающие ее место и функции в общественной жизни людей. В ней отражаются стороны и функции тех явлений социальной действительности, с которыми она непосредственно соприкасается.
Современный этап развития инженерной деятельности в мире и в России характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач и обращением ко всему комплексу социальных, гуманитарных, естественных и технических наук. Поэтому, именно профессиональная инженерная деятельность занимает одно из центральных
з
жизнь этой вере, личный опыт, фанатизм, готовность к самопожертвованию..."
На технических факультетах Московского и Петербургского университетов также учились будущие инженеры. Но тем ситуация была, конечно, иная. В Петербургском, а особенно в Московском университете, с середины XIX века читали курсы виднейшие философы. Особенно хотелось бы вспомнить братьев Трубецких. С.Н. Трубецкой долгое время был ректором Московского университета, его брат - профессором права и философии.
Как и многие другие начинания, развитие высшей школы в России во многом определялось по инициативе "сверху" и опиралось прежде всего на опыт зарубежных стран.
В силу ряда причин слой специалистов, в том числе и инженерных кадров России, оформлялся как особый социальный слой.
Развитие науки в России в первой половине XIX века имело ряд особенностей: интенсивное накопление фактического материала,
преобладание экспериментальных опытных наблюдений, тенденции к дифференциации некоторых ее отраслей. Постепенно преодолевался метафизический взгляд на природу - из науки описания фактов она превращалась в науку о процессах. Большое влияние на развитие русской науки в первой половине XIX века оказывала передовая общественная и философская мысль. В области народного просвещения утвержденная Александром II в 1871 и 1872 гг. Устава гимназий и реальных училищ обеспечивали признанный мировым сообществом высокий уровень его развития. Общий бюджет народного просвещения в России с учетом как г осударственных, так негосударственных источников финансирования вырос с 95 млн. руб. .в 1894 году до 0,5 млрд. золотых рублей в 1913 году число учащихся за это время выросло в средних учебных заведениях с 224 тысяч до 733 тысяч человек, в высших учебных заведениях с 14 тысяч до 39 тыезга человек. Начальное образование с 1908 года было обязательным и
25
бесплатным. В 1913 году в России насчитывалось более 130 тысяч школ. Ежегодно открывалось около 10 тысяч школ к 1922 году планировало полностью ликвидировать неграмотность в стране. Плата та обучение в высших учебных заведениях в России накануне Первой мировой войны составляла от 50 до 150 рублей в год (от 25 да 75 долларов в год), в то время как в Англии и США плата за обучение в высших учебных заведениях колебалась от 750 до 1250 долларов в год.
Средняя зарплата в промышленности составляла в начале XX века от 150 до 300 рублей в год. Квалифицированный труд оплачивался гораздо выше. Зарплата квалифицированных рабочих доходила до 800 и 1000 рублей в год. Средняя зарплата учителей гимназий и реальных училищ в России составляла в эго же время от 600 до 800 рублей в год Менялась промышленная география страны: к старым промышленным районам -Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уралу - прибавились новые: южный угольно - металлургический (Донбасс и Украина), Бакинский нефтеперерабатывающий. Возникли крупные промышленные центры - Баку, Харьков, Юзовка, Горловка, Нарва, Лодзь. В начале 70-х годов в промышленности России насчитывалось 6,3 тысячи паровых двигателей общей мощностью 115 тысяч лошадиных сил. В 1892 году число паровых двигателей возросло до 13 тысяч (в два раза), а их суммарная мощность - до 345 тысяч лошадиных сил (в три раза). Число ткацких станков за 60 - 90- ые годы увеличилось в 10 раз. Общий объем промышленного производства за 60 - 90 -ые годы увеличился в 8 раз, особенно быстро росла горнодобывающая промышленность. С 1860 * 1895 год выплавка чугуна увеличилась с 20,5 млн. до 88,7 млн. пудов, добыча каменного угля с 18,3 млн. до 555,5 млн. пудов, нефти с 500 000 до 377 млн. пудов.
Значительные успехи сделало отечественное машиностроение. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов и пароходов) стало Сормово и Коломна, центрами сельскохозяйственного машиностроения - Харьков, Одесса и другие города.
26