Ви є тут

Социальные изменения культурных практик отечественного туризма в условиях глобализации

Автор: 
Лысикова Ольга Валерьевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303285
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................4
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.....................22
1.1. Туризм как концепт социологии мобильности в условиях глобализации..................................................22
1.2. Пространственно-временной континуум
в концептуализации социологической теории туризма........36
1.3. Социологическая рефлексия социальных изменений: проекции туризма.......................................................59
2. СОВЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК КОНЦЕПТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ...........................82
2.1. Туризм как освоение пространства-времени: мобильность коллективной памяти...........................................83
2.2. Социальные механизмы преемственности в культурных практиках советского и постсоветского туризма...........................99
2.3. Социальный проект советского туризма: санаторно-курортный отдых........................................................113
3. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ЛОКАЛЬНЫЕ МОДУСЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ....................................................135
3.1. Социальные изменения культурных практик туристов
в условиях глобальных систем коммуникаций.............. 135
3.2. Социальные интеракции в системе культурных практик туризма..................................................... 174
3.3. Трансформация опыта культурных практик туристов.... 191
4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЯХ РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ................................................217
4.1. Мотивы, ценности, идентичности российских туристов: типология и механизмы формирования...................................217
4.2. Иерархия предпочтений современных российских туристов
в контексте поведенческих стратегий........................250
4.3. Мода в культуре туристского потребления..........290
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................315
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................325
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................359
3
ной чертой социальных форм служит возможность фиксации или локализации интеракции в пространстве, где именно граница является формируемым
I
пространственно социологическим фактом. Согласно Г. Зиммелю, пространство классифицируемо как пространство общности, в котором сосуществуют социальные группы и протекают взаимодействия. Пространство служит полем размещения и перемещения.
Г. Зиммель обращается к анализу пространственных измерений социальных взаимодействий, форм социальной дистанции и дифференциации. Проявляющиеся в социальных интеракциях пространственные формы характеризуются такими свойствами как исключительность (уникальность) пространства; его границы; фиксирование социальных форм в пространстве; пространственная близость и дистанция; движение пространства'11. Предложенные им измерения пространства, на наш взгляд, тесно связаны с туризмом как формой пространственной мобильности и социальных взаимодействий.
Во-первых, каждая туристская дестинация обладает имманентной неповторимостью. Межличностные интеракции туристской деятельности происходят в особо маркированных территориях и местах.
Во-вторых, принципиальную роль в туризме играют границы, преодолевая которые, путешественники обретают статус зарубежного (иностранно-го) туриста, и сам туризм приобретает формат внутреннего, выездного, въездного, приграничного, транзитного. Как отмечает Г. Зиммель, «граница -это не пространственный факт с социологическим эффектом, но социологический факт, который пространственно оформляется»4^. В настоящее время происходят величайшие в истории перемещения людей через национальные границы46. В отличие от времени, неуклонно устремляющегося «отсюда», пространство всегда «здесь»: это то, что можно окинуть взглядом или вооб-
,м Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1997. С 14-16.
45 Филиппов А.Ф. Обоснование теоретической социологии: Введение в концепцию Георга Знммеля II Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1997. С. 593.
46 Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация// Массовая культура: современные западные исследования: сборник. М.: Фонд научных исследовании «Прагматика культуры». 2005. С. 137.
40
разить. Пространство представляет собой концепцию - в него «вкладывается» взгляд человека47.
В-третьих, в контексте локализации социальных интеракций в пространстве существуют варианты индивидуальной активности и коллективных действий в практиках туристов в широкой амплитуде коммуникативных проявлений от солидаризации до отчуждения. Некоторое число индивидов взаимодействует в каком-либо месте, эмоционально или познавательно, позитивно или негативно относясь друг к другу. Такие коммуникации носят определенную эмоциональную окраску и являются отношениями знания друг о друге, то есть когнитивными. Негативным проявлением могут быть отношения как результат незнания или закрытости информации. Фиксирование социального опыта культурных практик и коммуникаций туристов с присвоением типичных фреймов (смысловых границ) ценностей и образцов поведения представляется перспективным направлением социологического дискурса.
В-четвертых, туристы проявляют выраженное стремление посетить места отдаленные от места постоянного жительства и сложно объяснимое игнорирование уникальных мест, расположенных поблизости.
В-пятых, в силу массовой пространственной мобильности современных туристов качественно преобразуются как принимающие дестинации, так и места проживания туристов.
Г'. Зиммель развивает еще одну конструктивную идею, связанную с взаимоотношениями Чужого и Хозяина, приобретающую социальное звучание в контексте туризма. Он исследовал Чужого в ракурсе «сосуществования близости и отдаленности». Все типы Чужого исходят из основного отношения Хозяин - Чужой и его эмоционального характера (степень принудительного дружелюбия или враждебности)4*. Эта социологическая дилемма имеет перспективы развития в рамках изучения самоидентичности, социальных
47 Чернявская Ю.В. Тоска по пространству // Человек. 2006. №7. С. 3).
4* Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1997. С 327-328.
4!