Содержание
Введение...................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к 17
изучению проблемы..................................
1.1. Гендерный подход в социологии семьи: сущность и содержание............................................. 17
1.2. Современная молодая семья как объект социологического анализа............................... 69
Глава 2. Гендерные отношения в молодой семье:
традиционность и современность....................... 104
2.1. Брачные ценности молодых супругов............... 104
2.2. Гендерные роли в современной молодой семье........ 146
Заключение................................................... 188
Библиография................................................. 193
Приложения................................................... 205
2
Введение
Актуальность темы исследования. Социальная трансформация российского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духовной сфере, неотделима от преобразования традиционных ценностных систем, затрагивая все сферы жизни современного общества: она оказала заметное влияние на состояние брака и семьи, на отношения между супругами, родителями и детьми, с новой силой обозначила противоречивое положение полов в приватной и публичной сферах. Так, например, деятельность в сфере общественной жизни традиционно считалась прерогативой мужчины, а ответствешюсть за приватную сферу лежала на женщине. В 90-ые тт. XX в., с разрушением «советской идентичности» ситуация в отношениях между полами начата быстро меняться: человек «государственный» вытесняется человеком «приватным», происходит активизация женщин в публичной сфере (в бизнесе, политике), включение мужчин в приватную (участие в воспитании детей, включение в бытовую деятельность), само «разграничение государственной и частной жизни становится более четким, авторитарно-иерархические отношения между полами, подчинение одного пола другому уходит в прошлое»1.
Крайне противоречивые процессы российской истории в 90-ые гг. так или иначе сказываются и на тех нормах и ценностях, которые определяют повседневную жизнь индивидов: общество на какой-то момент оказалось в состоянии культурной и ценностной неопределенности, размытости перспектив социального развития. Кризис традиционных ценностей образовал некий вакуум, и началось переосмысление ценностных ориентаций личности, и ценность семьи, супружеских отношений не являются здесь исключением2: глубокие преобразования в России привели к ломке старых брачно-семейных ценностей и стереотипов — трансформации и практическому кризису патриархальной семьи, изменению традиционный функций семьи по воспроизводству, сохранению и передаче культурных ценностей, радикальной трансформации брачной стратегии и образа семейной жизни, одним из элементов которого
1 Российская повседневность и политическая культура в 90-е годы / Под рук. С.В.Патрушева. М.: ИСПРАН. 1996.
2 Мацковский М.С., Бодрова В.В. Ценность семьи в сознании различных слоев населения. // Семья в представлениях современного человека. М., 1990. С. 155.
3
. Все характеристики человека пронизаны признаками пола, в каждом обществе, в каждой культуре поведение человека дифференцируется в зависимости от его половой принадлежности. Все аспекты социальности и культуры имеют гендерное измерение, гендерные отношения пронизывают всю духовную культуру общества, общественное устройство, социальные институты. Все человеческие деяния - социальные отношения, социальное поведение, системы ценностей, норм и целей, изменения в обществе, жизненные стратегии, искусство, культура, быт, политика - не являются нейтральными с точки зрения пола. Особая сфера создания гендерною порядка и непосредственного взаимодействия обоих полов - частная жизнь, семья, и если раньше в отечественной социологии семьи производственная сфера и семья как таковая не разделялись, т.е. проблематика гендера в публичной и приватной сфере не поднималась, то сегодня стало очевидно, что приватная сфера жизнедеятельности человека неотделима от гендерных конструкций: изучая одно, мы невольно наталкиваемся на другое. Но прежде чем приступить к рассмотрению гендерного подхода в изучении семьи, необходимо остановиться на самом понятии «гендер».
Концепция гондера появилась в социологии не так давно: в американской - в 70-е гт. XX в., в России - ciajia особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х гг\, но уже заставила по иному оценивать прежде известные социальные явления и процессы. До этого момента, семья исследовалась методами, подобными реальности, как социальный институт и как малая группа. Интерес же к гендерным проблемам семьи был вызван времен социальных перемен. Среди многих обществоведческих дисциплин именно социология семьи наиболее интенсивно осваивает в последние годы гендерную проблематику23, т.к. всякая социологическая теория предполагает некоторую интерпретацию социально организованных отношений между полами.
Вообще, появление гендерного подхода в социологической науке связано, прежде всего, с тем, что в XX веке резко обозначились гендерные противоречия в социальной практике, кроме того, в XX в. произошло стирание многих, казалось, незыблемых социальных границ между полами, когда традиционные (патриархаль-
23 Клецин Д. Дилеммы гендерной социологии // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Пол ред. Жеребкиной И. Харьков: ХЦГИ, 1998. С. 188; Булавина Т. Первый опыт гендерной социологии в Украине // Гендерные иследования. 1999, № 3. С.352.
21
ные), господствовавшие веками гендерные отношения устарели. Например, изменились роли мужчины в обществе, изменился традиционный стереотип «настоящего мужчины» и традиционный женский образ, на смену эпохе патриархата пришла новая (эгалитарная) культурная парадигма. Фактор пола проявился очень ярко именно в XX в., а как научное направление гендерные исследования стали «результатом интенсивного развития феминистских практик» 4, многообразие подходов и позиций которых и обусловило появление гендерных исследований как широкой междисциплинарной парадигмы исследований социальных и культурных реализаций биологического пола и различных форм сексуальности25. В этот период гендерный подход сформировался как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. В нем сместились не только акценты исследований, но поменялась и тональность анализа: появилось все более серьезное стремление понять, как гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах. Как отмечают Е.Гапова и А.Усманова26, гендерные исследования начинались с постановки вопроса о роли и переплетении символических и материальных обстоятельств в конструировании полового неравенства, затем интерес сместился к теориям, объясняющим его возникновение и охватывающим разные области его реализации; далее на повестку дня вышло изучение взаимодействия переменных «пол-раса-класс» и другие направления гендерного анализа. Некоторые исследователи отмечают, что этот сдвиг совпадает с переходом от «социальной истории» к «культурной истории».
В целом же, гендерный подход в социологии появляется на стыке двух ключевых вопросов:
1) Существуют ли различия (кроме физических) между мужчинами и женщинами, и если существуют, то какие?
2) Чем можно объяснить социальные различия и социальные роли мужчин и женщин - физическими особенностями или социальными факторами?
24 Гендер//Современный философский словарь. Под ред. В.Е.Кемерова. Лондон и др. М.: Панпринт, 1998.
25 Антология гендерной теории. Под ред. Е.Гаповой и А.Усмановой. Минск: "Пропилеи", 2000. С. 5.
26 Там же, с.6.
22
- Київ+380960830922