Ви є тут

Деятельность библиотеки вуза по формированию информационной культуры будущего специалиста

Автор: 
Анурина Татьяна Михайловна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000283259
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
Введение..........................................................3
Глава 1 Информационная культура будущего специалиста.............12
1.1 Информация в жизнедеятельности студента..................12
1.2 Информационная культура как проблема адаптации
будущего сиециалис га....................................27
1 лава 2 Место и роль библиотечной деятельности
в современном обществе..................................53
2.1 Библиотека как социокультурная система...................53
2.2 Изменение институциональной роли библиотеки вуза.........67
2.3 Инновационная деятельность как основа модели современной библиотеки вуза.................................87
Глава 3 Особенности формирования информационной культуры
будущего специалиста...................................108
3.1 Личностный фактор в инновационной деятельности вузовской библиотеки.......................................108
3.2 Мегодика формирования информационной культуры будущего специалиста библиотекой высшего учебного заведения.........121
Заключение.....................................................134
Список использованной литературы................................137
Приложения.....................................................151
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы.
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху', отличительной особенностью которой является повсеместное бурное вторжение достижений новой науки информатики, электронных технологий, компьютеров и телекоммуникаций. Их возможности беспрецедентны: от достоверного машинного анализа сложнейших ситуаций до переработки и скоростной передачи больших информационных массивов автоматизированных баз данных. Эти достижения существенным образом воздействуют на все сферы общественной жизни: экономику, политику, образование, культуру. Данные процессы, в конечном счете, могул привести к качественным позитивным изменениям в обществе. Эти изменения неизбежны, и сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами.
Природа информационного общества пока до конца не исследована, однако. смысл его становится все более понятным. Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:
- технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается в основном сферами производства и управления:
- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для духовной сферы.
Все это влияет на возможности человека в освоении мира и на адаптивное развитие. Сможет ли личность стать информационно грамотной, способной к самореализации, саморазвитию? Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать. Ин-
15
выступает как проводник, преобразователь и распространитель информации, во-вторых, как источник информационных потребностей, связанных с деятельностью людей. Несомненно, что библиотека, особенно вузовская, выступает как место, где активно происходит взаимодействие личности с информационной средой, где она постигает новые знания, генерирует их, представляя в форме информации, и, в свою очередь, переносит ее в информационную среду. Роль информации как непременного условия успешного развития общества уже давно стало обсуждаться библиотечными работниками вместе со специалистами информационных служб, но как комплексное научное направление стало признаваться лишь в 80-е годы (в частности, в Великобритании). Во многих странах на страницах печати развернулась бурная дискуссия о внедрении информационных технологий в библиотеке, в частности, 4)6 информационной культуре пользователя. В Великобритании и США внедрение информационных технологий было ориентировано на обеспечение новых услуг пользователю, в Германии же информационные технологии стали как бы самоцелью. В ФРГ была издана книга «7ШиРГКОЖЕРТ 1ЫГОКМАТЮЫ8ТЕСНЫ1К» (1989 г.). на страницах которой была представлена концепция будущего информационных технологий и пути создания их инфраструктуры. Особый интерес у нас вы-зывает 6-ой пункт концепции, в котором говорится, что на всех четырех ступенях образования (школа, вуз. профессиональное обучение, система повышения квалификации) нужно постоянно вести обучение людей навыкам работы с информацией и информационными технологиями, тем самым развивать их информационные потребности.
Однако не следует забывать как о положительном воздействии информации на общество в целом и на отдельную личность, так и об отрицательных моментах. К положительным сторонам следует отнести го, что переход к информационному обществу предстает как начальная фаза становления нового типа цивилизованного развития, и это соответственно влечет за собой улучшения человеческого быгия и деятельности. Одновременно с этим не может не на-
16
стораживать тот факт, что развитие различного рода технологий, которые скапливаются и совершенствуются, как ни странно, увеличивают отчужденность человека и ему становится сложно адаптироваться к постоянным изменениям в социальной системе. Это. в первую очередь, связано с доминированием видеокультуры. инфантилизацией досуга, а также с психологической нестабильностью человека. И все-таки важность информации выводится из того факта, что информация напрямую связана с любой деятельностью вообще. Человек в информационной среде органично занимает центральное место, так как он является ею деятельностным, системообразующим звеном. Поэтому процесс формирования информационных потребностей личности напрямую связан с информационной инфраструктурой организации.
Как известно, личность - это система. Когда она приобретает информацию, происходит процесс сохранения системы и одновременно ее самосовершенствование и саморазвитие. Информация может помочь изменить мировоззрение индивида, а также структуру его потребностей. Культурные традиции общества помогают создавать модели человеческой жизни, пуги становления индивида. Этот процесс нельзя рассматривать как естественное физиологическое созревание и достижение определенного возраста. Это. в первую очередь, духовное созревание, где будут реализованы высшие человеческие ценности. Развитие человека - процесс, который идет всю жизнь на различных стадиях, начиная с раннего детства и заканчивая жизнью взрослого человека.
Не следуе! отождествлять право на развитие с экономическим и социальным прогрессом. Это процесс комплексный - экономический, социальный, культурный и политический. Экономический рост сам по себе недостаточен для обеспечения развития индивида. Важно качество экономического роста, иначе сам но себе будет расширяться разрыв между богатыми и бедными, что приведет к безнадежности и исчезновению традиций. Помимо финансовой нищеты возникнет духовная нищета, которая лиши г людей возможности саморазвития, самовыражения. При рассмотрении роли информации в развитии человека