Ви є тут

Мир старости как форма социокультурного текста

Автор: 
Елютина Марина Эдуардовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000237406
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 .Геронтологический полюс человеческого бытия--------------25
1.1 Историко-понятийная рефлексия слова “старость”----------------25
1.2 Онтологические основания смысла старости.---------------------45
Глава 2.Старость в пространстве
культурно-исторического бытия-----------------------------75
2.1. Исторический генезис отношения к старости--------------------75
2.2. Социогеронтологические теории--------------------------------97
Глава 3.Стареющее общество:
стратегии социальных взаимодействий----------------------118
3.1. Модели конструирования стареющего общества-----------------118
3.2. Геронтологическая идентичность:
социокультурные аспекты-------------------------------------138
Глава 4. Языково-коммуникативное поведение
пожилых людей--------------------------------------------159
4.1 Поведенческая компетентность пожилых людей-------------------159
4.2 Практики включения пожилых людей в систему
социальных коммуникаций.--------------------------------------183
Заключение-------------------------------------------------------202
Библиография-----------------------------------------------------216
Приложения-------------------------------------------------------236
2
Каждый Человек на протяжении всей жизни, всего существования является свидетелем вселенского старения,
поскольку, само собой, и старики видят, как стареют дети. Основное занятие каждого человека, начиная с рождения -стареть. С этим ничего не поделаешь.
Ортега-и-Гассет
Для сознательного человека старость и все ею предвещаемое не является неожиданностью. Человек сознателен
ровно настолько, насколько не скрывает от себя своего страха. В Афинах был храм старости. Туда водили детей.
А. Камю.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется необходимостью теоретического развития и важностью методологической разработки новых подходов к осмыслению социокультурных проблем егарости. Социокультурный ракурс изучения старости связан преимущественно с фиксацией стадии общедемографического старения, изменения социальных и возрастных приоритетов, неопределенности места старости на шкале социокультурных ценностей. Экспликация социокультурных геронтологических проблем, создание своего рода социогеронтологического дисплея позволяет объяснить
3
и государственные структуры оперативно откликаться на политические, экономические, творческие, эмоциональные запросы пожилых людей, открывает новые возможности для образовательных программ по социологии, социальной работе, социальной геронтологии, культурологии, социальной антропологии, а также может быть полезен при разработке превентивных социальных программ, осуществлении геронтологического мониторинга, определении направлений деятельности геронтологического сектора социальных служб.
24
Глава 1. ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛЮС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
БЫТИЯ.
Концептуальная проработка базисных понятий геронтологии возможна, на наш взгляд, в контексте анализа генезиса слова “старость”, его языковой перспективы с целью реконструкции социального и индивидуального определения старости, осмысления онтологического давления старости в индивидуальной истории человека, конструирования доминирующего образа старости.
1.1 ИСТОРИКО-ПОНЯТИЙНАЯ РЕФЛЕКСИЯ СЛОВА
“СТАРОСТЬ”
Общая тенденция в современной науке - изучать не только пространственную, но и временную организацию живого (от рождения до смерти). Если М. Хайдеггер, продолжая классическую традицию, брал бытие и время в модусе бытия во времени, то в современную эпоху происходит фронтальный переход от бытия во времени к бытию как времени. Главная особенность живых систем состоит в их историчности - каждый организм развивается во времени и несет память о предшествующей эволюции. Каждый человек дрейфует по своей, автономной, траектории, сохраняя накопленное на предшествующих этапах развития. Человеческая жизнь континуальна, и всякая ее дискретизация, в том числе возрастная, в строгом смысле слова, условна. Тем не менее, теоретически чрезвычайно важно выделить в сплошном жизненном потоке определенные возрастные этапы, репрезентирующие тектонические сдвиги в процессе жизнедеятельности индивида. Вяч. Вс. Иванов, В.Н. Топоров подчеркивают универсальность половозрастного членения, а также самих кагегорий “пол” и “возраст” в народном
25