Ви є тут

Ценностные установки учащейся молодежи в контексте социокультурного потенциала семьи

Автор: 
Немова Ольга Алексеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193796
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
-2-
I. Категориальный анализ социокультурной трансформации ценностей молодежной субкультуры
1.1. Теоретико - методологические подходы в исследовании.духовнонравственных ценностей семьи 17
1.2. Влияние процессов глобализации на ценностное самосознание
молодёжи.............................................................42
II. Социокультурный и нравственный потенциал семьи: проблемы и
перспективы
2.1. Супружество и родительство..................................................69
2.2. Социальные роля в семье.....................................................97
III. Ценностные установки молодёжи в отношении семьи и механизмы их реализации
3.1. Семья - в восприятии нижегородских школьников и студентов..................115
3.2. Механизмы реализации ценностных установок..................молодёжи на семью и.............поддержки молодой семьи 141
Заключение .................................................... 153
Библиографический список. 158
Приложение 1..................................................................180
Приложение 2....................................................................187
Введение
Актуальность темы исследования
Семья, как важнейшая смысложизненная ценность, находится, по данным социологических исследований, в перспективных планах большинства российской молодёжи. Она остаётся одной из немногих традиционных ценностей, по поводу которой в обществе существует консенсус.
Вместе с тем современная семья переживает кризис, который затрудняет процесс социокультурной трансмиссии, передачи семейных ценностей от старшего поколения к младшим. Радикальные трансформационные изменения ценностного сознания россиян, их взглядов на семейно-брачные отношения происходят под воздействием глобализационных процессов. Семейные ценности советского периода, такие как патерналистское отношение государства к семье, бескорыстная любовь, браки по любви, самоотверженная помощь поколений прародителей детям и внукам и другие, сменяются противоположными семейными ценностями эпохи постмодерна, - это превалирование индивидуализма над коллективизмом, предпочтение «холостяцкого» образа жизни семейному, альтернативные браки вместо традиционных, бездетный образ жизни.
Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью исследования новых семейных ценностей и ценностных установок, идеалов, норм, механизмов ценностной трансмиссии в среде молодёжи, особенно учащейся. От того, какие ценности и ценностные ориентиры сформируются у молодёжи, зависит их реальное семейно-брачное и репродуктивное поведение, ориентация на ответственное родительство, а значит, решение проблемы народонаселения, демографической устойчивости, а по большому счёту -проблемы трудовых ресурсов общества, обороноспособности страны, обеспечения интеллектуального, научного, культурного потенциала и сохранения историко - генетической памяти российского социума.
Глава I. Категориальный анализ социокультурной трансформации ценностей молодёжной субкультуры
1.1. Теоретико-методологические подходы в исследовании духовнонравственных ценностей семьи
Обращение к проблематике ценностей наблюдается уже в античности. Так, в учениях античных мыслителей ценностная проблематика получила выражение в виде блага как высшей добродетели и высшей ступени в иерархии бытия. В средневековье Бог рассматривался как высшее благо и высшая ценность. В Новое время произошло зарождение учения о ценностях (аксиологии). Впервые термин «ценности» (его понимание связано со сферой нравственной свободы и её противопоставлением природной необходимости) был введен в XVIII в. И. Кантом [105]. Кант задал направление в развитии аксиологии, изучающей ориентиры для должного поведения. В рамках субъективного идеализма философ не наделял ценности особым бытием, а лишь определил их как некую значимость. Ценности, по Канту, сами по себе не обладают бытием, у них есть только значимость, требования, обращённые к воле человека, «цели для воли», поставленные перед ней. Философ поставил проблему терминальных ценностей, ценностей-целей.
Дальнейшее развитие аксиология получила в XIX веке в исследованиях западных философов Г. Риккерта [199] и В. Виндсльбанда [37]. Они ставят проблемы ценностей в центр своей философии, рассматривая их как её основной предмет. Будучи неокантианцем, В. Виндельбанд разработал учение об общезначимых ценностях. «Благо», «истина», «красота», «святость» - это общечеловеческие ценности, которые носят надысторический характер и определяют человеческую историю как непрерывный процесс. Ценности при этом призваны выполнять регулятивную функцию. В этой связи каждый человеческий поступок ценностно окрашивается, т.к. соотносится с общечеловеческими ценностями. Благодаря соотнесению своих поступков с ценностями как неприродными образованиями, человек реализует свою индивидуальную свободу.
Таким образом, Виндельбанд, пытаясь создать синтез кантовской критической философии с учением о значимостях Лотце, под ценностями подразумевает не реальность, а идеал, носителем которого является трансцендентальный субъект - «сознание вообще», «нормальное сознание», т.е. сознание как источник и основа всяких норм [37.90-91 ]. В целом, в основе неокантианской аксиологии лежит непреодолимый дуализм имманентного бытия и трансцендентального смысла (ценности), которые, вступая в соотношение с субъектом, превращаются для него в императив долженствования. П. П. Гайденко [46.13] справедливо замечает, что в данном случае остаётся непостижимой для понимания сама связь имманентного с трансцендентальным и то, каким образом она осуществляется.
Г. Коген полагал, что «чистая воля» порождает истинные ценности, носителем которой является не индивидуальный, а трансцендентальный субъект. Источником ценностей считали не волю, а чувства представители другого философского направления конца XIX века В. Вундт, Ф. Иодль, Ф. Паульсен. Они признавали относительный характер ценностей. Как и чувства, ценности, в их понимании, по своей природе являются субъективными и только наука, по их мнению, способна дать объективные знания.
Ф. Брентано, А. Мейнонг, М. Шелер, в противоположность этому, пытались доказать объективный характер как самого чувства, так и общезначимость, объективность ценностей. Они полагали, лишь чувства человека могут быть основным источником ценностей. Положительные чувства порождают положительные ценности, а отрицательные ценности возникают из акта отвращения. Так ценности, по М. Шелеру, представляют собой объективные качественные феномены, предписывающие человеку нормы долженствования и оценок, находящиеся вне времени и пространства. Обнаруживается данный феномен в акте эмоциональной интуиции, и не может быть выражен в формах только логического мышления. В онтологическом плане ценности обладают двойной независимостью: 1) от субъекта и его потребностей; 2) от предмета-