Оглавление
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА.........................13
§ 1.1. Национальное искусство в структуре духовной культуры
общества.................................................. 13
§1.2. Механизмы воздействия национального искусства на человека....................................................43
Глава II. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ
ЧЕЛОВЕКА..........................................................75
§2.1. Развитие уровня удовлетворения национально-культурных
потребностей как основа повышения воздействия искусства на
человека..........................................................75
§2.2. Пути совершенствования механизма воздействия национального
искусства на развитие
человека.........................................................116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................136
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
140
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Радикальное реформирование российского общества в конце XX века после распада СССР отразилось не только на общественно-политической, социально-экономической ситуации в стране, но также резко обострило ситуацию в его духовно-нравственной сфере. Трансформационные процессы, происходящие в современном мире, демократизация общественных отношений, обусловили формирование качественно иной социокультурной системы на основе новых ценностных ориентаций, идей, принципов и стандартов, которая стала отвергать прежде устоявшиеся нравственные идеи и моральные принципы общественного развития. В этой связи проблемы, связанные с воспитанием человека и формированием его как личности, как никогда вышли сегодня на передний план в современной науке и практике.
Все это значительной степени усилило и актуализировало значение таких институтов социализации и формирования личности, как национальная культура и искусство, которые всегда считались основными инструментами формирования высоконравственной личности, поскольку именно в традициях своей национальной культуры человек находит тот стержень и духовную опору, которые возродят его и отгородят от сегодняшней духовнонравственной «опустошенности». Не случайно, представители научной общественности Республики Башкортостан, занимающиеся вопросами социально-политического, экономического и духовного развития региона, не обходя стороной существующие проблемы, пишут, что «поиски духовности отражают сегодня глубокий кризис в нашем общественном сознании, связанный с разрушением прежних идеалов, оказавшихся надуманными, казенными, неистинными. Поэтому возникает потребность в поиске глубинных, надежных корней, основ народной жизни и одновременно в новых идеях и путях культурного построения жизни, ее обновления. И все
14
собой образную летопись человечества, его исканий, направленных на освоение мира и совершенствование социального бытия»13.
Методологический фундамент современного понимания проблем взаимосвязи искусства и общества, формирования культуры личности был заложен еще древнейшими мыслителями. Первые идеи об искусстве как о социальном явлении можно найти в философских и эстетических трудах великих мыслителей древней Греции, Индии, Китая и др. Они, говоря об искусстве и его различных видах, уделяли особое внимание двум основным социальным аспектам искусства, это: 1) социальные функции, 2)
общественное восприятие искусства. Эти и другие вопросы по сей день остаются актуальными в такой науке, как социология искусства.
Мыслители древности выявили, что искусство способно оказывать сильнейшее воздействие на природу и на внутренний мир человека. Отсюда и вытекают его практическая значимость и социальные функции: социальноорганизаторская, лечебная, и воспитательная, магическая, которые особо выделены в трактатах древних мыслителей 4.
В эпоху европейского средневековья теоретики также обращались к вопросам общественной значимости искусства. Особенно важной является работа средневекового теоретика (начала XIV века) Иоанна де Грохео «Музыка», которого смело можно назвать первым в истории музыкальным социологом-эмпириком. Он выделил музыку: 1) гражданскую или народную,
2) ученую или сочиненную, 3) церковную. Это можно считать прообразом классификаций современной теории музыкальных жанров и различных форм культур: массовая культура, народная культура, элитарная культура и т.д.
В эпоху средневековья искусство, в частности музыка, преимущественно служило нуждам церкви, и стало основным средством приобщения человека к божественному началу. Лишь в эпоху Возрождения искусство вновь повернулось к человеку и к его внутреннему миру. Если в
13 Соболев П.В. Художественная культура личности. - Л.: Знание, 1986. - С. 6.
14 См.: Аристотель. Риторика. Поэтика. - М.: Лабиринт, 2000. - 224 с.; Аристотель. Об искусстве поэзии. -М., 1957. - 183 с.; Музыкальная эстетика стран Востока. - М., Л., 1967.
эпоху средневековья служило оно богу, то в эпоху Возрождения в центре искусства вновь становится человек и социальные отношения.
В эпоху Возрождения научный интерес к искусству не исчезает, появляются труды Иониса Тинкториса, Бальдараре Кастильони, Козими Бортоли и др., в которых говорится о большой социальной значимости музыки в жизни общества и о конкретных формах ее бытования ,5.
Не останавливаясь на всей истории зарождения общественной мысли об искусстве и опираясь на сказанное, отметим, что уже с древних времен люди искали ответы на насущные вопросы сущности искусства как социального явления и отмечали его социально-функциональные особенности. И это позволяет нам полагать, что именно тогда зарождались первые социальные идеи об искусстве, что привело в конечном итоге к становлению искусства как общественной самостоятельной силы и легло в основу возникновения такой новой науки, как социология искусства, т.е. науки, которая изучает проблемы функционирования искусства в обществе, или другими словами, науки, изучающей художественную культуру общества.
В социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г.В. Осипова мы находим следующее определение понятия «социология искусства» - это «отрасль социологии, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуры и функции различных социальных групп, включенных в сферу творческой деятельности»16. Как паука она отпочковалась от социологии культуры и стала дифференцироваться с основными видами искусства, в результате ог нее отпочковались: социология театра, социология музыки, социология литературы, социология кино и т.д., каждая из которых стала определяться как самостоятельное направление
15 При рассмотрении проблем, касающихся социальных мыслей искусства в Древней Греции, европейского среднезековья и эпохи Возрождения, автором была использована следующая литература: Сохор Л.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Л.: «Советский композитор», 1980; Античная музыкальная эстетика. - М. 1960; Герцман. Е. Античное музыкальное мышление. - Л., 1986; Музыкальная эстетика западноевропсйскот средневековья и Возрождения. - М., 1966.
16 Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Изд. группа ИНФРА М -НОРМА, 1998, - С. 333.
- Київ+380960830922