Ви є тут

Личность в условиях информатизации общества

Автор: 
Доханько Алла Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
321284
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы развития личности 15
1.1. Самореализация и развитие личности в процессе информатизации. 15
1.2. Специфика субъект - объектных отношений личности и общества в условиях информатизации. 40
1.3. Влияние информационных технологий на развитие личности. 56
2. Особенности компьютерной технологии творческого развития личности. 68
2.1. Овладение информацией как процесс творческого развития. 68
2.2. Компьютерная диагностика уровня развития творческого потенциала. 89
2.3. Методика развития творческих способностей. 104
Заключение 128
Библиографический список 130
Приложение 1 141
Приложение 2 160
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена наблюдающимся процессом перехода общества к качественно новой эпохе -информационному обществу. Характеризуя современное состояние данного процесса, нужно отметить сложившееся отставание российского общества в этой сфере по сравнению со странами Запада, вызываемое ограниченностью материальной основы, технических средств. Как следствие, заметна недостаточная разработанность данной проблемы в отечественной науке.
Основными чертами нового информационного общества являются его информатизация, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Перечисленные факторы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социальной системы, изменению среды, под влиянием которой меняется личность.
Все это обусловливает обширный круг вопросов. Сможет ли личность развиваться, обращая все достижения технического прогресса в свои орудия, способствующие ее самореализации, саморазвитию? Каким образом направить процесс информатизации в сторону гуманизации? Решение этих важных для современного общества проблем требует серьезных глубоких исследований.
Такие исследования приобрели актуальность уже в 50 - 70-е годы, когда стало очевидно, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается и мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. Раньше других, еще в 20-е годы это выразил О.Шпенглер [См.207]. Он провозгласил закат индустриального века, но еще не обозначил контуры и содержание нового, идущего на смену. В 40-е годы вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, «общества информации и услуг» дал австралийский экономист К.Кларк [См. 196]. В конце 50-х годов тезис о наступлении
16
знания относится к началу XIX века. Лучшие мыслители: Кант и Гегель, Фейербах и Шопенгауэр, Ницше, Чаадаев, Герцен, Киреевский, Соловьев и другие, - пытались в своих произведениях раскрыть природу человека, смысл и ценности человеческого существования, намечая подходы к решению «вечных» вопросов. Обобщить в единую теорию накопленный огромный теоретический и эмпирический материал и создать учение о целостном развитии личности, о личности как системной целостности, разработать общую теорию функционирования и развития пытаются современные философы (Э.Агацци, В.А.Еременко, М.С.Каган, Л. П.Станкевич).
С других позиций относится к изучению личности психология. Описание психологической многомерности человека предполагает выяснение вопроса о способе бытия, существования человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, ценностные ориентации, волевые и эмоциональные особенности, соотношение сознательного и подсознательного - это далеко не полный перечень характеристик, которые использует психология при описании личности. Психология пытается раскрыть внутренние механизмы «персонифицированного воздействия среды, системы мотивации поведения и психических факторов взаимоотношений людей в различных сферах деятельности и на различных этапах социализации» [101, С.33]. Такие психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений как психологическая теория З.Фрейда, аналитическая психология К.Юнга, транзакционный анализ Э.Берта, работы К.Хорни и Э.Фромма внесли огромный вклад в современное понимание человека и личности. Нельзя оставить без внимания исследования отечественных психологов (Б. Г. Ананьева, Д.Б.Богоявленской, Б.Ф.Ломова, А.Н.Лука, С.Л.Рубинштейна и др.), посвященных изучению психологической структуры личности со стороны психических процессов, свойств и состояний.
17
Используя данные различных наук, взаимно обогащаясь, социология, вместе с тем, имеет свои специфические особенности. Она преимущественно концентрируется на изучении личности как источника социальной жизни, рассмагривает личность как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов. Главные вопросы, решаемые социологией - взаимодействие личности и общества, место личности в социальной структуре.
При анализе специфики социологических подходов возникает необходимость разведения понятий «человек» и «личность». Данные понятия относятся к одному объекту и нередко употребляются в качестве синонимов. Однако, в данном случае можно говорить о таком типе соотношений, который Г.Гегель называет конкретным тождеством, содержащим в себе существенный момент различия [См.49]. Определяя вопрос: “Каждый человек является личностью или нет?», одним из ключевых вопросов социологии, Е.А.Ануфриев выделяет в современной науке два подхода к определению личности: «формально-логический» и «диалектико-логический» [См. 12]. Согласно первому понятие личности определяется через понятие «человек», но перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. При этом в перечень признаков чаще всего включаются положительные характеристики. Таким образом, человек, чтобы стать личностью должен приобрести определенные положительные характеристики. Данный подход чаще всего разделяется психологическими и педагогическими науками. В нем есть некоторая рациональность, но он вызывает и много вопросов. Например, по каким именно признакам определять личность. Если предположить, что их перечень различен для обществ, обладающих разными культурами, следует ли что человек, являющийся личностью в одном обществе, попадая в другое, уже ею не является. Все эти вопросы указывают на некоторые противоречия и трудно совмещаются с принципами социального равенства, гуманизма, справедливости.