Ви є тут

Роль социальной среды в формировании у студенчества общественного идеала

Автор: 
Хусаинов Ленар Рафикович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000292154
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Социальная среда: понятие и
структура...............................................16
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Общественный идеал как предмет
социологического исследования...........................59
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Общественный идеал как структурный элемент
социального сознания студенчества.......................90
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Основные направления формирования общественного идеала у российского студенчества на современном этапе..................................................119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................159
С11ИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................165
2
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Исследование проблем формирования у молодого поколения высоких общественных идеалов всегда являлось одной из актуальнейших задач, решаемых народами на всём протяжении развития социума. Общественный идеал - это не только нравственный ориентир для людей, но и мерило гуманности и цивилизованности общества, членами которого являются эти люди. Общество без заветной цели, чётких ориентиров на будущее - это всего лишь совокупность индивидов, не связанных друг с другом судьбоносными для них великими задачами.
Формирование в сознании молодых людей определённых социальных, политических, нравственных и других общественных идеалов происходит как стихийно, так и - целенаправленно со стороны народа, государства. В этом отношении каждый возраст имеет свои особенности. Если детская память характеризуется особой цепкостью на детали, то память юношей при сохранении психико-психологических особенностей людей детского возраста, обладает расширением и углублением их познавательных способностей. В этом сказывается как накопление молодым человеком более широкого, чем ребёнком, жизненного опыта, так и дальнейшее, качественное развито его мозга, способностей аналитического мышления. Именно в юношеские годы, которые у многих молодых людей совпадают со студенческой порой, человек создаёт тот
з
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
«б
Социальная среда: понятие и структура.
О роли социальной среды в формировании личности создано немало работ - как учёными Запада, так и советскими учеными. Правомерна классификация этих работ по многим параметрам. По научному профилю это: работы по психологии, педагогике, философии и социологии. Методологической основой всех трудов по личности, в частности по социологии, является известный тезис Маркса: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».1
Это положение Маркса даёт возможность уяснить связь между всеми проявлениями человеческой сущности и окружающими человека социальными отношениями, социальной средой, в которой он существует, формируется. Отсюда понятен и смысл постановки вопроса о роли социальной среды в формировании общественного идеала у личности, различных социальных групп, вт.ч. студенчества.
Проблемы, касающиеся личности, вписываются в общую проблематику социального детерминизма, согласно которому вес духовные явления в жизни общества в конечном счете определяются экономическим фактором, что отнюдь не означает игнорирования других факторов, в том числе социального и политического. Т. Парсонс и Р. Дарендорф в детерминированности исторических факторов склонны отрицать доминантность. «Среди основных компонентов системы действия, - писал Парсонс, - нет причинного первенства какого-либо фактора изменения. Изменение должно идти от любого источника системы. Результат зависит от баланса сил системы в некоторое время»2. По
! Маркс К. и Энгельс Ф Соч.. - Т. 3. - С 3.
' Parsons Т. And Sluls Е. Toward General Theone of Action Glcccb. -1951 - p 173.
16
17
существу, это есть отрицание экономического, в т.ч. базисного, фактора как определяющего в соотношении всех социальных факгоров. На умалении роли экономического фактора настаивал У. Ростоу, утверждая, что: «...экономические, социальные и политические факторы действуют взаимосвязанно и равнозначно».3 Между тем правомерным было бы говорить об экономике как определяющем факторе в данной системе. Что касается социального, политического и духовного факторов в этой системе, то они в формировании идеалов людей, в частности студенчества, играют роль непосредственных, решающих детерминантов. В данном разделе работы, который посвящен раскрытию роли социальной среды в формировании у студенчества общественных идеалов, внимание будет акцентировано главным образом на роли социальных, политико-правовых и духовных ценностей в указанном процессе. В формировании общественного идеала у социальных групп совокупности названных ценностей и принадлежит решающая роль.
Что же понимается под «социальной средой»? В «Российской социологической энциклопедии» она определяется как «совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности».4 Далее, в социальной среде, как поясняется в этой энциклопедии, выделяются .макросреда (характер общественного разделения труда, ... социальная сгруктура общества и т.д) и микросреда (трудовой коллектив, семья, школа). Микросреда является «специфическим проявлением общей социальной среды». «Социальная микросреда выступает как опосредствующее звено между обществом и индивидом».5
Определения, данные различным (широкому и узкому) значениям «социальной среды», имеют всего лишь общий характер. Они могут выражать лишь некие пространственные контуры этого феномена.
’ Цит По: Советская социология — Т. I. — М., -1982. - С 81.
4 Российская социологическая энциклопедия. М.: НОРМА-ИНФРА. - 1993. - С 532.
5 Там же.
17