2
Оглавление
Введение....................................................................3
Глава 1. Социальные проблемы подготовки офицерских кадров.......................14
§ 1. Адаптация к социокультурной среде как предмет социологического
исследования....................................................................14
§ 2. Особенности социальной и профессиональной адаптации в Вооруженных
Силах РФ........................................................................26
§3. Сравнительный анализ подготовки офицеров запаса и кадра в армиях
иностранных государств..........................................................35
§ 4. Социальные аспекты подготовки офицеров запаса в России.....................50
Глава 2. Характеристика обследуемой совокупности и методы ее изучения...........74
§ 1. Курсанты военно-учебных заведений..........................................75
§ 2. Студенты военных кафедр....................................................77
§ 3. Офицеры запаса.............................................................31
Глава 3. Особенности подготовки к военной, службе студентов военных кафедр и
младших офицеров........................7.......................................84
§ 1. Подготовка к военной службе курсантов военно-учебных заведений.............84
§ 2. Вневойсковая подготовка студентов в гражданских вузах......................91
§ 3. Социальная и профессиональная адаптация к службе младших офицеров
запаса и кадра................................................................110
§ 4. Основы отбора и подготовки офицеров запаса.................................128
Заключение......................................................................137
Список литературы...............................................................145
Приложения:
1. Программа социологического исследования «Социальная и профессиональная адаптация молодых офицеров в войсках»........................................159
2. Анкета № 1 (офицеры).........................................................167
3. Анкета № 2 (студенты)........................................................172
4. Анкета № 3 (курсанты)........................................................176
5. Определение направленности личности (ориентационная анкета).................. 182
6. Оценка личностного адаптационного потенциала кандидатов, поступающих
на военную кафедру..........................................................187
7. Логическая структура анкеты № 1..............................................199
8. Обработка результатов исследования на ЭВМ....................................201
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы совершенствования подготовки офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации обусловлена характером современной международной и внутренней обстановки в стране. Концепция национальной безопасности РФ и Военная доктрина РФ, принятые в 2000 году, предполагают содержание в Вооруженных Силах небольшого, но достаточно опытного, подготовленного кадрового контингента офицеров и резерва офицеров запаса.1 Офицерский корпус был и остается ядром Вооруженных Сил от профессионализма и морального духа которого зависит, насколько эффективно будут выполнены задачи по обеспечению национальной безопасности страны.
В условиях сокращения и реформирования Вооруженных Сил, перехода на профессиональную армию остро стоит вопрос о подготовке офицеров, в том числе и для создания мобилизационных ресурсов на случай агрессии. Современное экономическое и политическое положение России вынуждает изыскивать наиболее оптимальные пути подготовки офицерских кадров, поскольку ныне существующая система военного образования чрезвычайно дорогостояща и в то же время не столь эффективна. Одним из путей оптимизации подготовки офицерских кадров является подготовка и призыв на военную службу студентов, закончивших военные кафедры и факультеты гражданских вузов.
В соответствии с Указом Президента РФ на основании статьи 19 закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в 2000-2005 годах планируется ежегодно призвать на военную службу до 15 тыс. граждан, окончивших учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, в том числе до 5 тыс. граждан непосредственно по окончании вузов. На важность проблемы подготовки кадрового потенциала для армии указывают и факты принятия соответствующих документов.2 Основой их военной подготовки должна стать контракт-
1 См.: О Концепции национальной безопасности. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 И Российская газета. - 2000. - 18 янв. Об утверждении Военной доктрины РФ Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 // Независимое военное обозрение. -2000. - № 15.
2 См.: Положение об обучении граждан РФ по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 1999г. № 1255 // Российская газета. - 1999. - 29 нояб. Положение о военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2000г. № 768 // Российская газета. - 2000. - 26 окт.
20
ров не имеет приоритета, факторы актуализируются вслед за актуализацией потребностей; показателем адаптации является уровень наличного и перспективного удовлетворения актуализированных потребностей.
Традиционный подход, понимающий адаптацию как результат изменения среды, предопределил выделение многообразных видов адаптации, связанных с изменениями конкретных объектов. Соответственно и в названиях видов адаптации непосредственно указывается на объект адаптации: социальная, социально-психологическая, профессиональная, производственная, непроизводственная, культурная, материальная, бытовая, первичная и вторичная, брачная, политико-правовая, соседско-приятельская, учебная, психофизиологическая и многие другие виды адаптации
Практически число выделяемых видов адаптации, соответствующих объектам адаптации, безгранично, процесс адаптации ставится 8 зависимость от выбора объекта адаптации, и даже при наиболее адекватном выборе будет иметь место лишь частичное отображение рассматриваемой реальности, так как отдельно взятый объект адаптации может полностью реализовать процесс адаптации крайне редко. В то же время практически любой объект адаптации отражается в процессе адаптации системно, то есть реализует как специфические, так и неспецифические для данного объекта виды адаптации.
В научных публикациях в той или иной мере отражены попытки исследователей дать классификацию адаптаций. Так, например Л.В.Корель стремилась“уложить” весь комплекс сложных и противоречивых адаптаций в определенную схему. Опираясь на богатый опыт, накопленный в философских и естественных науках, автор систематизировал все стороны данного явления, охватил наиболее полное пространство координатных осей дифференциации адаптаций. Систематизация различных сторон и свойств адаптации осуществляется ею на основе множественных критериев. Однако не все ее критерии приложимы к социологии адаптаций и встречаются только в естественных науках.1
Вместе с тем основная масса исследований по проблеме адаптации строится по принципу выделения объекта и соответствующего ему вида адаптации, а в результате определяется “наличие - отсутствие” или балльная оценка данного вида адаптации, высказываются гипотезы о причинах и предлагаются соответствующие рекомендации.
' Корень Л В Классификация адаптаций Словарь основных понятий Новосибирск. 1995
21
Актуальность выделенного вида адаптации, в том числе относительно данного объекта адаптации, для исследуемого субъекта адаптации на момент исследования в расчет не принимается. Если виды адаптации выделяются на основании объектов адаптации и число их велико, то по другим основаниям существуют исчерпывающие классификации. Так, в работе И.А. Милославовой 1 выделяются по форме адаптация как приспособление и адаптация как приспосабливание; по типам объектов предметно-деятельностная и личностная; по целевому назначению предадаптация, дезадаптация, реадаптация, дисадаптация; первичная и вторичная адаптация.
Таким образом, выделение большого количества разноплановых оснований для классификации адаптации и сложность классификации указывают на неопределенность описываемого различными авторами процесса, неопределенность его природы и основ, что, однако, не мешает указывать, что с позиции системного подхода важно при анализе того или иного типа адаптации брать его не изолированно, а в контексте других адаптационных процессов.
Характеризуя особенности системного подхода, перспективы его применения при анализе самоорганизующихся систем с точки зрения адаптации, будем исходить из того, что адаптивная система должна принадлежать к классу самоуправляемых, функциональных, иерархически организованных систем открытого типа. С этой точки зрения социальная адаптация является процессом, направленным на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов целенаправленным обменом информацией и адаптивной деятельностью.2 Главная особенность социальной адаптации в том. что обе стороны процесса - индивид и социальное окружение - представляют собой активные системы, т. е. взаимно адаптируются. Субъект адаптации выступает в качестве личности со всеми сформированными к данному моменту социальными свойствами.
Во-первых, он не только приспосабливается к данным природным и социальным условиям, но изменяет, приспосабливает "под себя" эти условия, преобразует свою среду в той мере, в какой это оказывается целесообразным для нормального функционирования и деятельности человека. Момент приспособления выступает здесь не в качестве цели, но как средство или условие активного воздействия на среду и ее преоб-
1 Милослевова И.А. Понятие и структура социальной адаптеции Автореф дис. кенд. психол. неук. Л.,
1974.
2 Ромм М.В Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности Автореф. дис. канд. Фил. наук. Новосибирск. 1995.
- Київ+380960830922