Ви є тут

Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры

Автор: 
Куликов Евгений Михайлович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193519
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Введение
Глава 1: Феномен музыкальных молодежных субкультур в современной российской культуре
1.1. Музыкальные субкультурные объединения как форма молодежной культуры
1.2. Социокультурные изменения в российском обществе 1990-х гг. и развитие молодежных субкультур
1.3. Песенное творчество как социокультурное явление современного российского общества
Глава 2: Дифференцирующая и интегрирующая роль музыкальных предпочтений в российской молодежной субкультуре
2.1. Музыкальные предпочтения как фактор конституирования и функционирования музыкальных субкультур в молодежной среде
2.2. Дифференциация и интеграция молодежи по основным музыкальным субкультурам
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время под воздействием ряда факторов меняется структура духовной жизни людей, она усложняется, диверсифицируется, приобретает новые структурные элементы. Система культуры начинает играть важную роль в процессах социокультурной дифференциации общества, с одной стороны вводя альтернативные социально-статусные позиции, усложняя социальную жизнь, придавая ей «мозаичность», способствуя неравенству, инакости, непохожести индивидов и групп. С другой стороны, система культуры способствует социокультурной интеграции людей на основе общности интересов, увлечений, воззрений и т.д., образуя различные типы субкультур, распространяющих те или иные стили жизни. Эти субкультуры носят как реальный, так и «виртуальный», символический характер, в зависимости от того, как строятся коммуникативные взаимоотношения между их членами (институциональный или внеинституциональный характер взаимодействия). Одним из результатов этих процессов является то, что многие элементы духовной жизни общества начинают обретать новые функциональные характеристики, играть до этого не отмеченные роли. Так, с развитием массовой культуры, массовой коммуникации песенное творчество выполняет не только развлекательно-рекреационную функцию, но и иные функции, в том числе и способствует социокультурной дифференциации и интеграции индивидов, объединяя их в символические музыкальные субкультуры в рамках российской молодежной субкультуры.
В настоящее время одним из существенных дифференцирующих и интегрирующих факторов внутри молодежной субкультуры являются музыкальные предпочтения, оказывающие влияние на формирование объединений поклонников тех или иных исполнителей (музыкальные
руководством С.П. Парамоновой в период с 1980 по 1996 гг.; социокультурных связей социально дезориентированной молодежи
Поволжского региона, г.Москвы и Московской области, осуществленные под руководством АЛ. Маршака в 1987, 1995 и 1997 гг.
Особенность методики состоит в комбинировании массовых опросов с изучением единичных случаев.
Также были изучены аудио- и видеозаписи с концертными выступлениями исполнителей и передач с их участием.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее выводы и рекомендации могут быть использованы управленческими структурами в процессе реализации молодежной политики. Это может быть необходимо при создании дифференцированного подхода к молодежи, о чем говорится в последнее время. Кроме того, полученные результаты позволят оптимизировать, усовершенствовать процесс психографического, жизненностилевого описания молодежи как объекта изучения при проведении научных исследований. Это может быть достигнуто при помощи создания индикаторов, доступных для исследовательского поиска. И, наконец, полученные результаты могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса и досуга молодежи.
Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре новейшей отечественной истории и социологии Кубанского государственного университета.
Основные идеи, положения и выводы работы были представлены на Всероссийской научной конференции «Рыночная экономика и образование» (Анапа, 1999); региональной научно-практической конференции «Социальная, нравственная и юридическая ответственность СМИ в реформируемом обществе» (Краснодар, 2000); специализированных курсах по социологии Центра социологического образования ИС РАН «Молодежная культура и субкультура» (Москва, 2002). Материалы исследования включены в спецкурсы «Социология молодежи» и «Социология коммуникаций» для
студентов факультета философии, истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета.
Основные положения и результаты исследования отражены в четырех научных публикациях автора общим объемом 1,4 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.