Оглавление
Оглавление
Введение
Глава первая. Историко-методологические основы изучения феномена одиночества
§1.1. Историко-методологический анализ изменений в представлениях об одиночестве: от древних философских систем до конца XIX века
§1.2. Современный этап развития представлений об одиночестве, шкалы измерения одиночества
§1.3. Развитие представлений о феномене симпатии в истории гуманитарной мысли: историко-методологический обзор
Глава вторая. Подростковое одиночество и роль симпатии в его преодолении
§2.1. Теоретическая модель взаимодействия симпатии и подросткового одиночества
§2.2. Подростки как социальная группа; социологический «портрет» подростков г. Тамбова
§2.3. Подростковое одиночество и симпатия в спектре результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
3
Введение
Актуальность исследования. Значение симпатии в жизни, как отдельного человека, так и сообществ разного вида и типа чрезвычайно велико. Данное эмоциональное отношение обеспечивает повышение качества коммуникации внутри группы и, как следствие, способствует ее лучшей управляемости и работоспособности. Культивирование подобных позиций способствует преодолению или как минимум сжатию одиночества, которое охватывает все большее число людей. Вместе с тем, одиночество не однородно и не может рассматриваться исключительно как негативное явление. Человечество всегда использовало данное состояние для творчества, самопознания, самосовершенствования и др., реализуя его мощные позитивные аспекты. Одиночество же, воспринимаемое как оторванность от других и ненужность обществу, особенно в традиционных культурах, рассматривалось как реальная угроза стабильности социальной жизни. Поэтому изучение его влияния на социальные процессы и технологии его преодоления всегда были в фокусе исследований гуманитарных наук.
Актуализация амбивалентной дуальности симпатии-одиночества определялась целым рядом факторов:
1. симпатия выступает условием социальной интеграции, поскольку является триггером механизма группообразования; преимущественную роль играет в формировании диад.
2. Исследование эмоциональных отношений необходимо для преодоления социально-демографических проблем и внутригрупповых конфликтов. Для разработки мероприятий по противодействию этим негативным явлениям требуется анализ лежащих в основе группы (семьи, рабочего коллектива, неформальных групп) эмоциональных отношений. Знание закономерностей формирования и распада эмоциональных отношений, симпатии в частности, необходимо для организации коррекционной работы в рамках службы семьи или в рамках каких-либо иных организационных форм.
21
отношения в обществе должны строго регулироваться определенными нормами. Индивид выступает частью общества, и полностью подчинен ему. Необходимо строго следовать своему долгу, знать свое место в рамках системы и выполнять все обязанности. Из этого следует, что одиночество, для Конфуция напрямую связано с отсутствием добродетели, «добродетельный человек не остается одиноким, у него обязательно появятся
/о
близкие [ему по духу]» . Наличие же добродетели трактовалось как следование Дао, в силу чего, если человек чувствовал себя одиноким, то это означало, что он избрал неверный путь: «Есть люди, которые живут в уединении, чтобы укрепить свою волю, - говорит Конфуций в «Лунь юй», - Я
-69
слышал такие слова, но не видел таких людей ».
В китайской философской поэзии проблема одиночества занимала центральное место (Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй). Главной идеей было единение поэта с природой, любование природой, ее изучение и достижение при этом некоей высшей истины, чего поэт не мог бы достичь в общении с людьми. Поэт-отшельник пребывает в молчании и одинок даже среди людей, однако при этом поэт является истинным носителем Дао, он отвергает признаки и атрибуты кажущегося земного благополучия, поэтому он всегда одинок70.
Японская философская поэзия трактует одиночество сходным образом. Здесь это состояние является основным условием проявления лирического чувства, достижения свободы от материальных и эмоциональных забот. Таким образом, одиночество - это способ обретения утраченной гармонии с миром.
Японский дзен-буддизм как адаптированная форма китайского чань-буддизма представил свой вариант понимания феномена одиночества. Рассматриваемое состояние выступает способом достижения просветления, посредством медитаций. Дзэн-буддизм учит освобождаться от
68 Переломов A.C. Конфуций: «Лунь-Юй». М., 1998. С. 333.
69 Там же, С. 423
70 Ьо Л., Фу Д Избранная поэзия. М., 1987. С 157.
- Київ+380960830922