Ви є тут

Динамика культурно-нравственных ориентаций студенчества в условиях реформирования общества : На материалах Республики Адыгея

Автор: 
Цеева Заира Алиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272010
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
стр.
Введение 3
Глава I Теоретико-концептуальные основания
культурно-ценностных исследований
§1 Культурно-нравственные ценности в системе
общественных отношений 15
§2 Классификация и анализ социальных аспектов
нравственных действий личности 30
Глава II Формирование культурно-нравственных
ценностей студенчества в условиях реформируемого общества §1 Влияние социальных реформ на формирование
нравственной культуры студенчества 55
§2 Пути и средства формирования нравственной
культуры студентов 96
Заключение 123
Библиография 128
3
Введение
Актуальность темы исследования.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем общества во все времена, ибо будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. Это становится еще более важным в период реформирования социума. Пока нет ясного представления, с каким качеством знаний и ценностей, направляющих энергию молодых, войдет российское общество в нынешний сложный, противоречивый век. Вместе с тем, исходя из ситуации переходного времени, нельзя не придавать ведущего значения нравственным ценностям как источнику формирования социума, осуществления двуединой тенденции-самосохранения и развития общества.
Формирование современной социологической концепции культурнонравственных ориентаций личности невозможно без органичного включения в нес социологических исследований социума отдельных регионов. Данное социологическое исследование включает в себя как базовые проблемы социологической мысли, так и опыт, углубляющий понимание этих процессов. Рассмотрение такого социального слоя как студенчество, характеризующееся наибольшей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, позволяет наиболее полно выявить изменения во взаимоотношениях со всеми элементами структуры общества.
Выявление аспектов нравственно-культурных ориентаций молодого поколения в условиях реформирования общества - задача, диктуемая как научным интересом, так и практической необходимостью. Деидеологизация, кризис идеалов и ценностей, отчужденность основной массы студенчества от культурно-исторического прошлого, следствием которого является трагический разрыв между поколениями, с неизбежностью ставят вопрос изучения традиций, национальной специфики региона. Это важная составляющая процесса становления будущего специалиста, какова бы ни была сфера ею
13
студентов, создание методических советов, определяющих содержание и направления нравственного формирования через преподавание специальных дисциплин, укрепление кафедр гуманитарных наук вузов, фундаментализация преподаваемых дисциплин и другие меры.
Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии содержания, сущности понятий духовно-культурных и нравственных ценностей, их значения для общества и государства, а также характера и особенностей процесса формирования нравственной культуры студенчества, выявлении основных факторов, средств, методов и форм, воздействующих на этот процесс, что может быть использовано в процессе проведения дальнейших научных исследований в этой важной области.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в разработке учебных планов, программ, учебных пособий, в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении учебно-воспитательного процесса средствами нравственного воспитания, в совершенствовании процесса формирования нравственной культуры в вузах. Некоторые конкретные рекомендации, разработанные в процессе исследования, использовались при проведении занятий со студентами Майкопского государственного технологического института.
Апробация работы: По теме диссертации автором опубликованы пять статей и брошюра. Идет работа над спецкурсом для преподавателей Майкопского государственного технологического института. Автор принимал участие в ежегодных научно-практических конференциях Майкопского государственного технологического института. Содержание исследования сообщено на научно- практических конференциях МГТИ.
Структура диссертации: Структура работы определялась задачами,
стоящими перед исследователем. Содержание работы представлено введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы. На защиту вынесены следующие основные положения:
14
полицентризм ценностей - отличительная черта системы нравственных ориентаций студенчества в условиях реформирования общества; различные системы нравственной регуляции - неизбежная реальность морального сознания и поведения студентов;
интенсивное формирование нового типа морали в студенческой среде региона - следствие изменений в социально-экономической политике страны;
углубление дифференциации студенчества по ценностным ориентациям, усиление кризиса нравственности, проявляющегося в эгоцентрических настроениях и рационализме студентов - реалии переходного периода; приобщение студентов к процессу нравственного обновления
посредством гуманитаризации образования - важнейший путь формирования нравственного сознания личности студента.