Ви є тут

Методологическая культура личности : Понятие, структура, пути формирования; на материале подготовки военных инженеров

Автор: 
Лукашов Владимир Стефанович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
267384
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ-
ВВЕДЕНИЕ ...................................................з
ГЛАВА Е Основы социально-философского анализа методологической культуры личности.
ЕЕ Понятие методологической культуры. Предметная область
исследования........................................34
Е2. Сущность, содержание и структура методологической культуры личности........................................55
1.3. Системный характер методологической культуры личности.........................................................65
{ ЛАВА 2. Сущность методологического знания и процесс его формирования.
2.1. Генезис методологического знания. Специфика культурологического анализа............................................86
2.2. Механизм формирования и функционирования методологического знания......................................108
2.3. Основные направления, методы и средства методологиза-
ции знаний..........................................127
ГЛАВА 3. Мировоззренческая культура военного инженера.
3.1. Взаимосвязь методологической культуры и мировоззрения в
процессе обучения и воспитания военных специалистов................................................165
3.2. Функции и проявление мировоззренческой культуры в
учебном процессе....................................175
3.3. Система управлеття формированием мировоззренческой
культуры в ввузе....................................213
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................226
Приложение.....................
Список используемой литературы
250
259
3
ВВЕДЕНИЕ.
Конец века, как это уже не раз бывало в истории, осознаётся думающими людьми как некий итог пройденного человечеством пути, как некий рубеж, символизирующий определённую точку отсчёта, позволяющей задуматься над дальнейшим развитием общества, над судьбами всего человечества. При этом гуманитарная наука, оставаясь доминантой современной культуры, испытывает наиболее сильное воздействие глобальных факторов и, как следствие, претерпевает глубокие изменения, которые накладывают определённый отпечаток на учёного, исследователя, на весь потенциал философской мысли сегодня. В гуманитарной области наиболее естественно и отчётливо обнаруживается влияние социально-культурных факторов научного познания на окружающую действительность. Правомерен и обратный процесс: социально-политические, экономические, нравственные, эстетические, правовые, религиозные и многие другие сферы человеческого бытия, подвергающиеся кардинальным изменениям, диктуют науке выбор тематики исследований, заставляют разрабатывать новые неизведанные области «запредельного знания».
Непосредстветшым выражением подобного процесса развития гуманитарного научного знания являются реальные изменения в педагогической деятельности вузов. Очевидно, что качественную трансформацию претерпели и философско-мировоззренческие основы изучения гуманитарных наук. Особенно отчётливо это проявляется в высших военно-учебных заведениях. Стали иными общекультурные, интеллектуальные и организационно-материальные условия деятельности военных преподавателей. Изменилась дисциплинарная структура и методика обучения и воспитания в ввузах. Что, практически сразу
26
исследования. Не трудно увидеть, что такая трактовка методологии и методов науки является рационалистической, сужающей область методологических исследований и фактически формирование методологической культуры личности (что является предметом настоящего исследования) выходит за её рамки.
Но, с другой стороны, методология науки не должна пониматься слишком широко. Всякое конкретное исследование имеет сложный характер, на него влияет комплекс факторов, «внутренних» и «внешних». На исследовательскую деятельность влияет и уровень развития материального производства, и социальные факторы (экономические и духовные потребности общества, особенности того или иного общественного строя, отношение государства и общества, характер подготовки кадров и т.д.). Социальные факторы влияют на постановку и выбор актуальных проблем; сама актуальность зависит от интересов тех или иных социальных групп. Каждая личность - член определённой социальной группы; социальные интересы преломляются в сознании, формируя жизненный идеал, научные интересы и стиль поведения. На выбор, например офицером профессиональной ориентации, способа её решения влияют разноплановые мотивы: финансовые, престижные, патриотические, нравственные и т.д. Кроме этого, нужно иметь в виду аксиологический аспект отношения субъекта к объекту на основе личностного знания и собственной мировоззренческой ориентации. Поэтому в настоящей работе исследуется не столько введение методологии в систему культуры, не столько соотношение культуры и мировоззрения, сколько конкретизация места и процесса формирования методологической культуры, соответствующего стиля мышления в системе культуры, обусловленного мировоззренческими ориентациями личности современного военного инженера.
27
Развитие социальной жизни породило множество наук, которые пытались объяснить различные виды поведения человека и описать сущностную характеристику формирования этого поведения. В связи с этим особое место среди всех наук занимали науки, которые оперировали к функциям сознания. Одной из таких наук была философия, которая показывала методологические пути объяснения мира через развитие сознания человека, изучая которое, можно определить и путь развития всего общества. Но в большей степени изучалось не сознание, а психика человека, его «серое вещество» и социальные проблемы его развития были за бортом корабля знаний. Но, всё-таки, наиболее важной и характерной чертой всех философских направлений и школ всегда являлось «человечность», т е. интерес к человеческой, антропологической теме. Принцип антропологизма исходит из внутренней ценности философии как мировоззренческого осмысления мира, где с необходимостью, во всей своей методологической мощи, проявляется антропосоциогенез.
С другой стороны, единство и многообразие философского знания обусловлено мировоззренческой позицией каждого философа, учёного. То есть, определяя те или иные философско-концептуальные положения, философы индивидуально анализируют собственные методологические обобщения в контексте своеобразия своих систем и, на основе своих мировоззренческих позиций, делают определённые выводы.
Такой же методологический путь (другими словами, путь формирования философской культуры мышления) характерен для каждого человека, группы людей и общества в целом. Если общество не может достаточно долго существовать и нормально развиваться без мировоззренческого фундамента и собственного философского самопознания, то о личности говорить не приходится. В противном случае, на эмпи-