Введение
Оглавление
3
Глава I Методологические основы изучения культуры становления экономических стереотипов_________________________________________________12
Параграф 1. Понятие, сущность и специфика экономических стереотипов_____12
Параграф 2. Основные факторы, определяющие культуру становления и развития экономических стереотипов в системе рыночных отношений________________44
Глава ТТ Противоречия культуры становления и реализации экономических стереотипов в основных видах человеческой деятельности______________________________________________________________73
Параграф 1. Особенности культуры становления и реализации стереотипов труда и собственности ________________________________________________________73
11араграф 2. Противоречия культуры становления и реализации новых стереотипов потребления_________________________________________________________ 106
Заключение_______________________________________________________________135
Литература_______________________________________________________________141
Введение
Актуальность темы исследования. Российское общество уже завершило процесс перехода к рынку и начало функционировать в условиях рыночных отношений. Формирование институтов политической демократии и частной собственности, развитие сферы потребления позволяют констатировать завершение переходного периода от социализма к рыночным отношениям. Несмотря на институциональные преобразования в политике и экономике, в общественном сознании такой переход, однако, еще не завершен. Вступив на путь рыночных реформ, общество столкнулось с неподготовленностью массового сознания для их восприятия. Сам переход психологически не был в достаточной мере подготовлен. Он оказался неожиданным для большинства людей, что в значительной степени повлияло на привычные формы мышления и поведения, присущие россиянам. Опыт проводимых преобразований показывает, что сознание людей не успевает за радикальными изменениями, происходящими в стране.
Реформы были сопряжены с исчезновением многих прежних социально-экономических прав и гарантий, которые высоко ценились большими группами россиян: отсутствие угрозы безработицы,
гарантированные государством занятость и доход, обеспечивающий приемлемый уровень жизни и др. Все эти факторы обеспечивали стабильность общественного сознания советского времени. Кроме того, обширная система символов, мифов, норм также обеспечивала его устойчивость.
Современное общественное сознание все чаще характеризуется как амбивалентное, биполярное, противоречивое. Его противоречивость связана с одновременным существованием старой и новой системы ценностей, ориентаций и установок. Все прежние формы и виды общественного сознания были подвергну ты коренной ломке, заставив людей осознать свое новое социальное положение, которое в большинстве случаев оказалось неустойчивым. Это привело к тому, что прежние характеристики сознания
достоинством является акцент на эмоциональной «нагруженности» стереотипа, что позволяет его рассматривать неразрывно с переживаниями индивида в той или иной ситуации.
Доминирующим направлением в исследовании феномена социального стереотипа в настоящее время является когнитивный подход. Интерпретация стереотипизации как неотъемлемой составляющей когнитивного процесса, а самого стереотипа как его продукта было существенным шагом вперед в области понимания познавательной деятельности индивида и ее влияния на поведение.3 Когнитивный подход позволяет уйти от понимания стереотипа как исключительно иррациональных механизмов защиты и вопринимать его как рациональный продукт субъективного отражения реальности.
Анализируя специфику когнитивного подхода как научного направления, исследующего закономерности социального поведения, можно сформулировать его основную задачу: объяснить социальное поведение при помощи преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцепт в исследованиях делается на процесс познания, а стереотип выступает как механизм социального познания - механизм отбора, интерпретации, припоминания и использования людьми социальной информации при вынесении суждений и принятии решений.4 Для того чтобы учесть значительный объем информации люди прибегают к разнообразным ментальным (мыслительным) упрощениям. Именно этим объясняется природа автоматизма стереотипа.
Общая линия связи между процессом познания и социальным поведением прослеживается следующим образом: впечатления индивидов о мире организуются в некоторые связанные интерпретации, в результате возникновения чего образуются различные верования, установки, стереотипы, которые и выступают регуляторами социального поведения. Таким образом, можно констатировать, что с точки зрения когнитивного
3 См. работы Р. Иисбета, М. Росса, Д.Л. Гамильтона, А.Г. Миллера.
4 Аронсон Э., Уилсон Т., Эйксрт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб., 2002. С.81.
14
подхода «социальное поведение индивида целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и других «менталистских образований».5
Люди испытывают психологическую необходимость категорировать и классифицировать социальные объекты. Реальный мир является слишком большим, сложным и изменяющимся, чтобы его можно было непосредственно воспринимать. Люди перегружены информацией, постоянно сталкиваясь с тонкостями, различиями, случайностями и прочими сложными комбинациями своего окружения. Чтобы справляться с этим, люди реконструируют мир в более простую модель, что приводит к созданию стереотипов. По этой причине стереотипы не могут восприниматься как результат ограниченности и предубежденности; напротив, они характеризуют совершенно нормальные процессы переработки информации. Будучи познавательными схемами, облегчающими процесс взаимодействия человека с информацией, стереотипы являются естественными элементами мышления.
В целом можно сказать, что стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, вещей, явлений. Стереотипы могут нести как негативную, так и позитивную нагрузку, однако ни в том, ни в другом случае они не являются в полной мере продуктом ложных или, наоборот, истинных интерпретаций.
С точки зрения внутреннего строения, стереотип представляет собой сложное, интегрированное образование, включающее единство двух основных элементов: знаний (когнитивно-информационный компонент) и отношений (эмоционально-чувственный и оценочный компоненты). Ряд стереотипов, кроме того, несут в себе непосредственно действенный компонент в виде мотивационного побуждения к немедленной,
5 Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М., 1978. С.92.
15
- Київ+380960830922