Ви є тут

Медиа коммуникативные процессы в контексте теории П. Сорокина о социокультурной динамике : На примере современного искусства

Автор: 
Байер Юлия Паулевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
271494
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
СТРАНИЦЫ
Введение 1 -9
Глина первая.
Основные положения н подходы теории Питири.ма Сорокина о социальной и культурной динамике, применимые в изучении современной медиа коммуникации.
Параграф 1. Социальные процессы и флуктуации, обусловленные культурной ментальностью.
Параграф 2. Социокультурные процессы в искусстве в контексте культурных ментальностей.
Параграф 3. Основная социальная функция произведения искусства.
Глава вторая.
Современные социокульту рные
процессы и новое медиа пространство. 74 -140
Параграф 1. Характеристика особенностей современных
социокультурных процессов. 74 -98
Параграф 2. Социальные роли и функции креативных медиа
коммуникаторов в новом медиа пространстве. 99 -125 Параграф 3. Аудитория медиа искусства как субъект социокультурных коммуникативных процессов: опыт
эмпирического изучения. 125 - 140
10-73
14-45
46 -56 57-73
Заключение.
141 - 149
Актуальность темы диссертационного исследования.
Медиа искусство и медиа коммуникация - относительно новое социальное явление и процесс, привлекающий внимание специалистов разных областей знания: и социологов, и программистов, и веб-дизайнеров, и культурологов, и политологов, и искусствоведов, и экономистов, и литераторов и т.д. Тем не менее, в силу ряда причин, до настоящего времени российские социологи не предпринимали попыток проведения конкретно-социологических исследований медиа коммуникации в сфере искусства и теоретического осмысления новых социальных ролей и функций медиа художников в контексте современного социокультурного этапа развития общества.
Для общетеоретического рассмотрения феномена медиа искусства и медиа коммуникации с социологических позиций, их понимания и объяснения роли в современном обществе, автор исследования обратилась к теории П.Сорокина о социокультурной динамике. Теория этого известного социолога объясняет социальные явления и процессы в социальной системе с точки зрения флуктуации культурных ментальностей. Изучение медиа коммуникации с позиции теории II.Сорокина позволяет рассматривать как особенности этого социального процесса, так и сам феномен медиа искусства в контексте флуктуаций форм искусства (как составной части всей социальной системы).
Питирим Сорокин является одним из самых значимых научных и общественных деятелей ушедшего века. Его научная деятельность охватывает различные сферы социальной жизни, он стал известен как один из немногих социологов, пытающихся повлиять на и усовершенствовать окружающие сю социальные институты, нравственное и духовное здоровье общества в целом. Интегральная социология Питирима Сорокина - это, пожалуй, наиболее зрелый и адекватный подход к изучению социальных процессов. Исследование, которое он провел для своего фундаментального груда «Социальная и культурная динамика», до сих пор остается непревзойденным по масштабу изученных социокультурных процессов, глубине и основательности теории, интегрирующей и объясняющей социальную жизнь на материале греко-римской и западной цивилизаций за более чем 25 веков их истории.
Питирим Сорокин известен как основоположник теории цикличных флуктуаций социокульту рных систем и автор количественных и качественных социологических исследований в области культуры, экономики, политики.
коммуникацию в сфере медиа искусства.
Не менее важна и оговорка о том, что не всегда культурные элементы объединены по принципу логической, ценностной и функциональной взаимозависимости. П.Сорокин не случайно пишет о великих культурах, интегрированных но этому принципу, это значит, что возможен и другой, менее совершенный тип интеграции.
Еще одним важным моментом этой работы будет наше понимание грех аспектов социокультурного взаимодействия. Это понимание, как и все основные теоретические положения данной работы, также основывается на теории Питирима Сорокина и заключается в следующем: первым важным компонентом взаимодействия является личность как субъект взаимодействия; вторым - общество, как совокупность
взаимодействующих личностей, с их социокультурными отношениями и процессами; третий компонент - культура, как совокупность значений, ценностей и норм, принадлежащих взаимодействующим индивидам, а также вся сумма средств или носителей, которые объективируют, социализируют и передают эти значения.7 Современные социокультурные процессы, изучаемые в данной работе, будут основываться именно на таком, сорокинском, понимании взаимодействия: активной роли
субъектов, передающих в пространстве своей культуры определенные смыслы и ценности, зависящие, с одной стороны, от данной культурной системы, а с другой стороны, ее определяющие. Изменение качества носителей этих смыслов и ценностей, обусловленное развитием информационной культуры, привело к тому, что некоторые современные социокультурные процессы мы называем медиа коммуникацией. Это обусловлено тем, что совокупность средств, с помощью которых объективируются, социализмруются и передаются значения, ценности и нормы в социальном пространстве стали новыми, электронными. Чтобы подчеркнуть их качественное отличие от предыдущих средств передачи информации, их называют новыми медиа, или просто медиа, акцентируя тем самым их современность. Особенность современной культуры заключается в том, что использование новых медийных средств
13
коммуникации и создание медиа работ не принесло качественно новых смыслов, ценностей и норм. Таким образом, изменилась только одна составляющая культуры, которая, тем не менее, оказывает определенное влияние на все остальные составляющие культурной системы.
Параграф 1.
Социальные процессы и флуктуации, обусловленные культурной
ментальностью.
Прежде чем перейти непосредственно к изучению социальных процессов, рассмотрим существующие в каждой культуре внутренние и внешние стороны.8 Именно с этих двух сторон П.Сорокин и предлагает изучать социокультурные элементы. Внутренний аспект включает в себя ментальность культуры, се сознание, ценности и значение. Для гою, чтобы дальнейшее частое употребление понятия ментальность было не двусмысленным, обратимся к первоисточнику, в котором П.Сорокин и дает это определение. Внутренняя сторона интегрированной системы культуры «...принадлежит сфере внутреннего опыта, либо в неорганизованной форме беспорядочных образов, идей, стремлений, ощущений и эмоций, либо в виде упорядоченных систем мышления, сотканных из этих элементов внутреннего опыта. Это сфера разума, ценности, значения. Для краткости будем называть ее «ментальностью культуры» (или «культурной ментальностью»)9. Таким образом, ментальность культуры «плетут» как обычные субъекты социокультурного пространства, наполняя взаимодействие друг с другом ценностями, смыслами, эмоциями; так и социальные философы, социологи, культурологи, художники и др., заполняющие пространство культурной системы систематизированными работами, произведениями искусства, которые, так или иначе, отражают ценности современной им культурной ментальности.
7 Р.Л.Sorokin “Society. Culture and Personality: their Structure and Dynamics.”, N.Y., 1962. P.63
8 Sorokin P.A. “Social and Cultural Dynamics” N.Y., 1962, Vol.l,P..55
14