г
*
Ь.
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования................................................................. 18
§1.Специфика социологического подхода к анализу мотивационной сферы........................................................... 19
§2.Структура мотивации профессиональной деятельности педаго-
гов................................................................. 36
»5 §3.Методика социологическою исследования профессионального
самосовершенствования педагогов..................................... 55
Глава II. Основные тенденции развития мотивации профессионального самосовершенствования педагогов......................... 66
§1 .Инновационная культура педагогов в контексте мотивации 66
§2.Мотивы профессионального самосовершенствования в оценках учителей............................................ 92
Глава III. Мотивационные деформации в педагогической деятельности и возможности их.коррекции 106
§ 1 Деформации мотивационной сферы личности......................... 106
§2.“Эмоциональное выгорание“ и „Вовлеченность“ как элементы
мотивационных деформаций............................................ 115
§3.Структурирование и возможности коррекции мотивационых деформаций у педагогов............................. 131
Заключение................................................... 153
Литература................................................... 156
Приложения................................................... 173
V
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обострение исследовательского интереса к проблемам влияния социокультурных факторов на инновационные процессы во всех сферах общественной жизни в настоящее время связано с осознанием развития посткоммунистичсских обществ, когда социокультурыс основания зачастую определяют характер трансформаций. Образовательная сфера, как никакая другая подвержена межинстигуционапьным воздейсгви-ям, что интенсифицирует изменения сферы образования.
А так как в настоящее время ведущая роль в достижении целей образования признается за педагогом, способным на высоком профессиональном уровне не только осуществлять стандартный учебный процесс, но и осваивать новые технологии обучения, информационные системы, вести научные исследования, воспитывать у обучающихся духовность, развивать их нравственное начало, - то исследования мотивации педагогической деятельности приобретают особую важность. Вне таких исследований невозможен поиск адекватной современным требованиям образовательной стратегии.
Сказанное актуализирует интерес к тем институтам и агентам, которые призваны обеспечить процесс саморазвития современного человека, идущий в значительной мере в системе образования. Обращение, в данном исследовании, к анализу системы “обучающийся - педагог”, с акцентированием внимания на субъекте образовательной деятельности - педагоге, - обусловлена многими обстоятельствами. Во-первых, в условиях кризиса всех сфер общественной жизни, в современном российском обществе образовательный процесс “держится” на личности учителя, его энтузиазме, любви к своему делу, способностей к инновационной, творческой, поисковой деятельности. Во-вторых, общее направление изменений в сфере образования носит прогрессивный характер, но позитивные сдвиги пробивают дорогу в контексте негативных явлений. Здесь мы не будем останавливаться на определении негативов современного российского общества - они общеизвестны. Именно поэтому социальная цена реформ оказывается крайне высокой, и за-
►
%
18
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Мотива не существует без потребности, - в этом, пожалуй, едины социологи, психологи, философы, экономисты, юристы т.е. все, кто занимается исследованием потребности и мотивов на уровне личности, социологии общности, так как наша задача состоит в выявлении специфики социологического подхода к анализу мотивационной сферы личности, то структуру данного параграфа целесообразно представить следующим образом: а) понимание мотива в психологии; б) философско-социологические основы исследования мотивации.
Мотивация - сложное, многоплановое социально-психологическое явление. В научной литературе до сих пор не выработана его общепризнанная трактовка. По мнению русского психолога А Н. Леонтьева, работы по исследованию мотивации почти не поддаются систематизации - до такой степени различны те значения, в которых употребляется термин “мотив”. Отсюда вся сложность научного анализа феномена мотивации.
В теорстико-мегодологической части работы мы не будем анализировать спектр предметов и явлений, оказывающих влияние на мотивацию. Содержание того, что в принципе способно мотивировать человека, буквально безгранично, т.к. все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете, осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать данный, содержательный, аспект мотивации человека - значит, воспроизводить в мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, которые он добровольно или по необходимости принимает на свою долю в некоторой соци-
19
альной системе, т.е. изображать частное, что как известно, само по себе не ведет к выделению существенного.1
Это “частное*’, несомненно, будет предметом нашего внимания. Но его эффективное и адекватное исследование невозможно без “выделения существенного”, т.е. той невидимой оси, которая скрепляет полифоничный мир мотивационной системы человека.
Поэтому целесообразно рассмотреть междисциплинарное понятие мотивации на различных уровнях исследования: психологическом и философско-социологическом.
Заметим, что предпринимаемый здесь краткий анализ существующих в научной литературе взглядов есть не самоцель, не “традиция”, когда показывается целый спектр точек зрения с последующим обоснованием собственной. Мами сделана попытка выделить тс стороны понимания, которые отражают, “схватывают” важные проявления этого сложного феномена. Но совокупный анализ различных взглядов даже в самом общем виде приводит к вполне определенной социологической грактовке как природы, так и сущности мотивов.
§1. Специфика социологического подхода к анализу мотивационной сферы.
Как известно, мотивы входят в состав потребностно-мотивационной подсистемы человеческой психики, наряду с интеллектуальной, эмоциональной и волевой подсистемами.
Для плодотворной реализации целей предпринимаемого исследования представляется целесообразным прежде всего выяснить, что представляют собой мотивы человеческого поведения и деятельности как особые субъективные феномены и каково их отношение к другим, тесно связанным с ними явлениям: потребностям, целям, ценностям тем более, что в огечест-
1 Об этом говорит В К. Вилюнас См. Психологические механизмы мотивации человека. М Илд-во МГУ, 1990 С. 3.
- Київ+380960830922