Ви є тут

Культура потребления современных российских студентов

Автор: 
Нархова Елена Николаевна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193793
179 грн
Додати в кошик

Вміст

КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ
СТУДЕНТОВ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...............................12
1.1. Сущность и структура культуры...................... 12
1.2. Культура потребления в системе культуры..............32
1.3. Типы культуры потребления и модели потребительского
поведения................................................75
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО
СТУДЕНЧЕСТВА............................................. 92
2.1. Специфика потребительского поведения российской молодежи.... 92
2.2. Культура потребления российского студенчества: социологический анализ...................................................110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................147
ЛИТЕРАТУРА..............................................153
2
Введение
Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, неразрывно связаны с переоценкой традиций, идей и взглядов. В настоящее время в России идет поиск новых смысловых ориентиров, способных придать ее обществу устойчивость и стабильность.
Состояние современной культуры можно охарактеризовать как переходный этап от культуры, соответствующей авторитарному обществу с дефицитарной экономикой, к культуре, соответствующей демократическому обществу с рыночной экономикой. Смена типа культуры отражается в трансформации глубинных слоев: социальных установок и ценностных ориентаций, которые детерминируют формирование определенных стереотипов и моделей поведения.
Данное переходное состояние российского общества от принудительно направляемого хозяйствования к рыночному типу обусловило сдвиги в ценностных ориентациях и типах поведения различных слоев населения, но особенно ярко они проявляется в молодежной среде, что объясняется характерными особенностями молодежи как социальной группы, спецификой молодежной субкультуры, особенностями социализации в условиях переходного периода.
Выявление ценностей российской молодежи в контексте их жизненных стратегий и жизненных планов приобретает сегодня особую значимость. Молодежь является наиболее перспективной и влиятельной социальной силой общества, его стратегическим ресурсом. В молодом поколении заложен существенный потенциал инновационных изменений, социального обновления и развития.
Студенты - одна из наиболее динамичных групп, оказывающая существенное воздействие не только на остальную молодежь, но и на достаточно широкие слои населения за пределами этой возрастной группы.
3
Разнообразие определений культуры, безусловно, свидетельствует не только о сложности и многоаспектности данного явления, но и о степени значимости культуры в жизни общества. Культура выполняет многообразные и ответственные функции. Неисчислимость сущностных и функциональных характеристик является имманентным свойством культуры, отсюда -множественность дефиниций культуры, подходов, концепций, классификаций и типологий. Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон самого феномена. Кроме того, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Тем не менее, необходимо, сознательно упрощая вопрос, определить направления для структурирования многообразия представлений о сущности и функциях культуры.
— Культура - это средство самоорганизации совместной жизнедеятельности людей в виде определенных устойчивых сообществ на основании того или иного типа социальной солидарности, определяющего историческую типологию самой данной культуры;
— культура - это способ познания и упорядочивания мира для практических и психологических нужд и потребностей человека;
— культура - это механизм выработки определенных способов поведения, закрепляющий в сознании людей и их нравах, обычаях, традициях, ментальностях и т. п., наиболее приемлемые технологии этого существования, сохраняющие общество в консолидированном состоянии;
— культура - это особый способ рефлексии и фиксации социального опыта в виде определенных «культурных текстов», задающих более или менее общепринятые нормы и стандарты коллективного бытия и сознания, а также индивидуального поведения и суждения каждого человека в отдельности;
— культура - это совокупный групповой социальный опыт данного общества;
16
— культура - это система норм, образцов, что воплощается в исторически складывающейся системе мировоззренческих установок (религии, идеологии) ценностных ориентаций;
— культура - это средство распредмечивания объектов окружающего мира, наделения их смыслами, а также выражения этих смыслов на системных языках символов и условных знаков и одновременно средство опредмечивания интеллектуально-образного мира человека в социальной практике жизнедеятельности людей;
— культура - это средство межпоколенного воспроизводства общества как устойчивой и исторически своеобразной социокультурной целостности, осуществляемое путем трансляции социального опыта;
— культура - это средство реализации функции обучения, непосредственной целью которых является социализация и инкультурация;
— культура - это совокупная общественная и индивидуальная деятельность по реализации потенций и способностей, заложенных в человеке.
К числу важнейших функциональных особенностей культуры как системы следует отнести и такие ее свойства, как способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям бытия, постоянную селекцию и отбор форм культур, оказавшихся наиболее эффективными как с точки зрения утилитарных функций, так и наиболее приемлемыми по своим социальным целям, последствиям, способствующим повышению уровня взаимопонимания и консолидированности членов сообщества и потому обретающим статус общепринятых норм по осуществлению соответствующих функций, включаемых в систему ценностных установок и социального опыта данного сообщества и транслируемых следующим поколениям в качестве традиций культуры: способности к саморазвитию, т.е. усложнению структурнофункциональных и организационных параметров всей системы культуры,
17