Ви є тут

Обнаженность в женской моде как социокультурное явление: социологический анализ

Автор: 
Шихалева Елена Анатольевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2005
Артикул:
193867
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Методологические подходы к анализу обнаженности в женской моде 12
1.1 Обнаженность как явление культуры 12
1.2 Особенности детерминации появления моды на обнажающую женщину одежду 40 Глава 2 Социокультурные противоречия ориентаций на обнаженность
в женской модной одежде 64
2.1 Основные факторы, определяющие появление обнаженности в современной модной одежде 64
2.2. Отношение различных групп населения к обнаженности в женской моде 95
Заключение 120
Литература 125
2
Введение
Современный мир характеризуется разрушением прежних нравственных, эстетических норм, правил, определяющих в течение многих веков отношения между людьми. То, что еще сравнительно недавно считалось незыблемым, отвергается, заменяясь на новое, необычное, многими не принимаемое. Одной из причин таких изменений является превращение моды в движущую силу социокультурных преобразований. Она начинает диктовать приобретение не только одежды, но и аудио и видеотехники, средств телефонной связи, автомашин, мебели, косметических средств и т.д. Практически не осталось той сферы повседневной жизни, в которую бы не вторглась мода. Она побуждает людей учитывать не столько потребительские свойства товаров, их стоимость, сколько степень соответствия ее требованиям.
Мода с момента ее широкого распространения стала важнейшим способом развития ценностных ориентаций, установок человека. Следуя ей, он уже должен с определенной периодичностью отказываться от прежних своих представлений о прекрасном, полезном, приятном и принимать те взгляды на свойства вещей, поведение людей, которые она утверждает в данное время. С ее помощью происходит смена культурных ориентиров, вызывая неизбежные изменения и в отношениях между индивидами и общностями.
Выделяются те группы, которые сразу принимают модные нововведения, им в разной степени противостоят другие, более медленно на них реагирующие или даже отвергающие. Внутри этих групп и между ними складываются разные отношения, влияющие на общий процесс социальных преобразований, происходящих в условиях дальнейшего ускорения технического прогресса. В связи с этим актуальной социологической проблемой становится изучение различных аспектов моды как социокультурного явления, все более и более активно влияющей практически на все стороны жизнедеятельности современного человека.
Необходимо выяснить как основные факторы, порождающие у индивидов, общностей потребность быть модными, так и противоречивые последст-
Глава 1 Методологические подходы к анализу обнаженности
в женской моде
1.1 Обнаженность как явление культуры
Социологический анализ обнаженности требует предварительного рассмотрения этого явления с позиций других наук. Прежде всего, обнаженность можно исследовать как биологическое явление. Природа наделила только человека телесной обнаженностью. Все животные имею защитный покров, обеспечивающий им не только возможность существовать в разных климатических условиях. Наличие шерсти, чешуи, особой кожи дает защиту от перепадов температур в течение суток, предохраняет от некоторых болезней, зубов хищников и т.д. Также природой дана разная окраска кожного покрова, что позволяет успешно прятаться от врагов, а также заниматься охотой. Необходимость создание специальных способов изменения поверхности тела у животных не возникает.
Лишив человеческое тело многих защитных свойств, природа фактически создала необходимость формирования целой совокупности искусственных способов регулирования его обнаженности. На организм действуют температурные изменения, существует потребность защиты его от болезнетворных воздействий. Возникает потребность в различной по функциям одежде. Также сами отношения между людьми разного возраста, пола, состояния здоровья осуществляются с учетом телесного фактора. Человек, являясь биосоциальным существом, все свои целенаправленные действия осуществляет с помощью работы различных органов тела. Оно является материальным носителем социальной деятельности. Одежда должна обеспечивать условия для успешной трудовой деятельности.
В процессе социализации индивидов происходит не только накопление знаний о нормах, правилах культуры. Каждый новый шаг в развитии ребенка сопровождается формированием новых способностей его организма. Руки учатся держать разные орудия труда, совершать сложные действия с приборами, механизмами. Ноги тренируются для выполнения каких-то операций с
соответствующими частями машин, «учатся» находиться в определенной обуви, красиво двигаться и т.д. Если человек занимается специальными упражнениями, то возникает особая гибкость тела, повышенная координация движения, меняется внешний облик. Он также оформляется с помощью соответствующей одежды.
Следует говорить о том, что в процессе приобщения к культуре формируется особое «искусственное тело». Тело, которое создано для выполнения норм и правил, предписанных культурой конкретного социума. Оно может весьма существенно отличаться от того, что дано человеку от рождения. Он способен под влиянием культуры сделать его более сильным или же слабым, сопротивляющимся внешним воздействиям или легко на них реагирующим, с высоким потенциалом здоровья или же низким. «Отношение к телу - одна из важнейших ценностных ориентаций любой культуры. Тело - непросто физическая, природная данность, а сложный социальный конструкт.»1
Фактически в процессе приобщения к культуре человек постоянно теряет свою естественность. Осознанно или не осознанно он конструирует тот организм, который позволяет ему функционировать и развиваться в конкретных жизненных условиях. Поэтому требуется различать естественное тело и созданную телесность. «Тело - физическая форма индивидуального человеческого бытия...».2 Телу дана способность менять свои свойства в процессе приобретения культурных навыков. При философском анализе тела чаще всего используют понятие «телесность». Данная категория вводится для того, чтобы выделить качественные изменения, происходящие с телом под влиянием культуры.
Американский исследователь Р. Кюн отмечает, что следует различать тело и телесность, когда идет речь о человеческом теле.3 Тело, это то, что обладает физическими характеристиками. Оно дано нам в ощущениях, может подвергаться расчленению. Его можно изучать с биологической, медицин-
1 Кон И. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология II Человек, 2001, № 5 С. 63 : Большой толковый социологический словарь. М., 2001. Т.2. С. 322
’ См.: Кюн Р. Возвращенное тело: радикальная субъективная феноменология, примененная к исследованию телесности// Философия человека: традиции и современность. Сборник обзоров. М., 1991, Вып 2.С. 163