Ви є тут

Влияние СМИ на социокультурную динамику в современном российском обществе

Автор: 
Гуляев Святослав Борисович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293216
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................2
ГЛАВА 1 .СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА КАК ОБЪЕКТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.................................14
1.1 Теоретико-методологические подходы к социологическому исследованию социокультурной динамики.........................14
1.2. Социокультурные особенности современных обществ..........57
1.3. Общее и особенное в социокультурном изменении западного и
российского обществ...........................................64
ГЛАВА П. СМИ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ...............................76
2.1. Формирование информационного пространства
массовой культуры.............................................76
2.2. Глобализация СМИ и противоречия социокультурной динамики.96
2.3. Роль СМИ в воспроизводстве молодежью ценностно-нормативных
образцов современного общества...............................129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................148
БИБЛИОГРАФИЯ................................................159

1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современные общества отличаются повышенным динамизмом социокультурных изменений. Меняются социальные условия жизнедеятельности, а вслед за ними и структуры потребностей, интересов, ценностей различных социальных групп и способы их социального взаимодействия. Поиск новых социокультурных образцов связан с постоянной их переоценкой, отмиранием и появлением новых образцов. Стремительная их смена является основным отличием современной социокультурной динамики.
Отмеченные изменения осуществляются под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов. Важнейшим из них становится массовая информация, а главным социальным агентом выступают средства ее производящие и транслирующие. С помощью СМИ происходит передача не только информации, но и опыта, знаний и оценок, суждении и эмоций, создание картин мира и формирование идентичностей.
Благодаря СМИ на наших глазах человечество вступило во взаимозависимый мир, в котором характер социокультурных изменений определяется не просто самим фактом их воздействия, процессами глобализации, при которой СМИ встраиваются в процесс универсализации и становятся универсальным механизмом социокультурной унификации. Отличие современных глобализированных СМИ заключается в их способности практически мгновенно охватывать пространство всей планеты.
Между тем, СМИ, с одной стороны, связывают воедино разрозненные культурные миры, а с другой - в процессе взаимодействия с конкретными культурами еще больше высвечивают их различия. Россия, вставшая в конце 80-х - начале 90-х годов на путь либеральной открытости примеряет различные модели иных культур и цивилизаций, которые часто ассоциируются с так называемой «западной» цивилизацией. Однако
2
индивидуального или массового характера, в ходе которого реализуются реальные отношения участников процесса. Культурное - это степень оснащенности этого процесса атрибутами (ценностями, нормами, знаниями, образцами) культуры, принятой в данной социальной среде. При этом. -отмечает ученый, - основной функцией этих и других атрибутов культуры является обеспечение саморегуляции социального процесса»10.
Постоянным источником формирования и развития культуры, а также всего общества является опыт жизнедеятельности множества людей. Именно нм объясняется и природа социокультурных образцов, и их изменение. Социокультурный аспект жизни общества представляет собой совместную деятельность люден по воспроизводству, обмену и изменению аспектов культуры.
В свою очередь, третье базовое понятие - «динамика» рассматривается как состояние движения, ход развития, изменение под влиянием действующих на него факторов. Социокультурная динамика как противоположность статики отражает изменения в больших системах искусства, истины, этики, права, общественных отношений11. Под изменениями в социологии понимается «процесс двткенпя и взаимодействия предметов и явлений, переход их от одного состояния к другому. Появление у них новых свойств, функций и отношений. В свою очередь, социальное изменение — переход социального объекта из одного состояния в другое, модификация в социальной организации общества, его социальных институтах н социальной структуре, установленных в нем образцов12.
Данное определение позволяет предметно рассмотреть собственно социологические аспекты механизма социокультурных изменений. Наиболее полно этот механизм раскрывается через понятие функции культуры. Основываясь на существующих теоретических подходах к социологическому
10 Мпгаошев ФЛ. Соцпологпя культуры. М., 2004. С. 12.
11 Кравченко С А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М.. 2001. С.105.
12 Изменение// Социологическая энциклопедия, В 2-х т. Т.1. М.. 2003. С. 346.
15
исследованию культуры, А.Л.Маршак выделяет следующие значимые функции культуры.
Во-первых, функция освоения и преобразования мира реализуется через создание материальных условий жизни (пища, одежда, жилье), освоение территории (окультуривание новых земель, развитие средств связи) и в культурном творчестве (разработка новых направлении в науке, инновационные открытия, развитие теории познания). Реализация этой функции носит не только познавательный характер, но и может иметь негативные последствия (экспансия природы, нарушение привычных культурных связей, систем в период миссионерской деятельности и проявление религиозного фанатизма). В последнее время отрицательное проявление этой функции связано с созданием и распространением образцов массовой культуры и средств масс-медиа;
Во-вторых, коммуникативная функция реализуется в труде, отдыхе, продолжении рода. В идентификации этой функции особое место занимает речевой канал коммуникации как выражение определенного уровня культуры. На уровне междисциплинарных связей в социологии культуры эти явления изучает специальная дисциплина социолингвистика. В последнее время появился ряд интересных работ, в которых исследуется язык социальных слоев (различных профессий, политиков, «новых русских», молодежный сленг) как отражение определенной субкультуры13.
В-треты{ху функция накопления и хранения информации осуществляется через функционирование в социокультурном пространстве различных информационных потоков: устной и письменной речи, радио- и
телекоммуникации, распространения социального опыта, нравственных и религиозных установок. Очень важное место имеет проблема преемственности, исторической памяти и «социальной наследственности».
15 См.: Дриляс Т.М., Орлова Э.А. Основы социально-культурного проектирования. М., 1996
16