Ви є тут

Формирование исторического сознания школьной молодёжи в условиях трансформации российского общества

Автор: 
Путятина Татьяна Петровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
193416
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования исторического сознания
1.1. Сущность, структура и функции исторического
сознания................................................26
1.2. Историческое сознание как предмет социологических исследований..................................................66
Глава 2. Состояние исторического сознания современной российской учащейся молодёжи
2.1. Уровень исторических знаний школьников..................85
2.2. Отношение школьников к наиболее значимым историческим событиям прошлого и настоящего...............................95
2.3. Представления школьников о специфике России, её роли и месте в мире................................................104
Глава 3. Факторы формирования исторического сознания современной российской учащейся молодёжи
3.1. Социокультурная ситуация в российском обществе как условие становления исторического сознания учащейся молодёжи....................................................114
3.2. Содержание учебников по истории как фактор формирования исторического сознания школьников...........................133
Заключение.........................................................151
Список литературы..................................................156
Приложение.........................................................182
ВВЕДЕНИЕ
3
»
Значимость исторического сознания как одного из мощных регуляторов общественной жизни, необходимость его формирования была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах, сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков, закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать её обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и другим народам. В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни, дающая образцы для со-I циального воспитания человека, как память народа, формирующая его этническое сознание. В начале Нового времени в общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения, самопознания и развития личности. Сегодня очевидно, что только на основе изучения истории возможно овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Говоря о значимости исторического сознания, Августин Аврелий отмечал в своей | знаменитой «Исповеди»: «Есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего. Эти три времени существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего это память, настоящее настоящего - его непосредственное созерцание; настоящее будущего - его ожидание»1. Он подчеркивал, что без настоящего прошедшего не существует ни настоящее настоящего, ни настоящего будущего. Другими словами, центральное место в данной триаде занимает историческое сознание, значение которого трудно преуменьшить. Эти представления о значении исторического
1 Августин Аврелий. Исповедь. М., 1998. С. 26.
20
концепции времени, модели его восприятия, способы деления, измерения, маркировки и образной репрезентации, способы фиксации событий на временной шкале в различных культурах, модели темпоральной картины мира, как универсального способа построения идентичности и ориентации индивидов в практической жизни; иерархию различных типов событий и темпоральное распределение совокупности референтных событий; как комплекс аналоговых и контрастных характеристик «своего» и «чужого» прошлого, содержащий мифы об этнической/национальной исключительности; традиционное для каждой цивилизации понимание истории, представления об историческом процессе, определение своего места в нем; формы и модели историописания, складывание и трансформация историографических традиций, представления о предмете исторического знания, как совокупности идей и образов, отражающих специфику восприятия, осмысления и оценки прошлого, связи прошлого, настоящего и будущего, существующие у конкретного общественного субъекта. Историческое мышление может быть определено как процесс познавательной деятельности общественных субъектов в сфере истории, в ходе которого, для выявления сути происходящих или уже произошедших событий, используются обобщенные исторические понятия (категории). Основными формами исторического мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Видами исторического мышления являются словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Можно выделить также теоретическое, практическое, аналитическое, интуитивное и другие виды исторического мышления.
3. Источниками, формирующими историческое сознание, являются труды профессиональных историков, мемуарная историческая литература, произведения устного народного творчества, художественная литература исторической направленности, театральные постановки, музейные экспозиции, религиозные представления людей, система образования и средства массовой информации.
21
4. Процесс формирования исторического сознания крайне сложен и зависит от многих взаимовлияющих факторов. В частности, специфика формирования исторического сознания в России определяется многонациональным составом населения, каждая общность в составе которого имеет свои ценности,
I традиции, религиозные предпочтения и культуру, сложившиеся на основе личного опыта и изучения прошлого.
5. Факторы, детерминирующие историческое сознание, весьма многочисленны и разнообразны. Уровень исторического сознания общественных субъектов, действующих в рамках той или иной формации, определяется: а) целями и задачами, которые социально-экономическая система ставит перед собой; б) степенью подобия данного общества той социально-экономической системе, которая существовала в недалеком прошлом; в) установками, сформулированными идеологами класса, обладающего экономической и политиче-
I ской властью; г) уровнем образования в средней и высшей школе; д) наличием или отсутствием нигилистического отношения к истории и исторической науки в целом; д) деятельностью СМИ и другими факторами.
6. Историческое сознание школьников, как и историческое сознание других социальных субъектов, формируется под воздействием всех перечисленных факторов. В то же время на его состояние, в первую очередь, влияют полученные на уроках истории знания, объективность и достоверность которых зависит как от содержания школьных учебников, так и от позиции учителей, ибо журналы и газеты школьники практически не читают, радио не слушают
I
I (численность читающих и слушающих не превышает 5-6 %). Основными источниками исторической информации для них являются сведения, полученные из уст учителей и учебная литература.
7. Анализ содержания учебников, используемых сегодня в учебном процессе, показывает, что только некоторые из них адекватно и объективно описывают историю нашей страны, не содержат тенденциозных оценок произошедших исторических событий. Существующие сегодня школьные учебники