Ви є тут

Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов

Автор: 
Алексеев Илья Сергеевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
1990
Артикул:
193577
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение .......................................................... 3
Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФОН.......................................16
Культурно-исторический фон развития рок-культуры в России '90-х
гг.................................................................16
Два вектора развития отечественной рок-музыки 1990-х (на примере
Санкт-Петербурга)..................................................24
Инфраструктура рок-культуры Санкт-Петербурга 1990-х гг............. 31
1 Клубная культура...................................................33
2 Печатная продукция.................................................40
3 Радио..............................................................44
4 Телевидение........................................................52
5 Звукозапись........................................................56
Глава 2. ПРАКТИКИ РОК-МУЗЫКАНТОВ И СПОСОБЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ РОКА В
ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1990-Х..................66
Глава 3, КУЛЬТУРНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕНТРЫ И ФИГУРЫ ВЛИЯНИЯ......93
Культурно значимые центры в рок-сообществе Санкт-Петербурга
1990-х гг..........................................................93
«ТаМтАм» (Малый пр., 49а)..........................................93
«Молоко» (Перекупной пер. , 12)....................................99
Культурный центр «Пушкинская, 10»...................................101
Фигуры влияния рок-культуры Санкт-Петербурга 90-х...................105
Всеволод Гаккель....................................................107
Юрий Угрж>мов.......................................................108
Юрий Шевчук.........................................................109
Александр Долгов....................................................112
Андрей Бурлака......................................................114
Михаил Козырев.................................................... 117
Заключение..........................................................120
Список использованной литературы....................................124
Приложениеі.........................................................134
Приложение2.........................................................136
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования.
Социология культуры, ориентированная на выявление генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм, стремится к социологической интерпретации историко-культурного материала, накопленного смежными дисциплинами [125; с.150]. Современная петербургская рок-культура находится в области изучения ряда социально-антропологических (антропология города) и
социологических (социология повседневности) дисциплин,
рассматривающих субкультурные образования (профессиональные, этнические, возрастные и т.п.) в контексте современного урбанизированного общества. Данная работа посвящена исследованию процесса формирования, функционирования и механизмов воспроизводства ценностно-нормативных установок, ориентаций, ожиданий и т.д. петербургской рок-культуры, носителями которой являются производители и потребители рок-музыки.
До начала 1990-х гг. рок-культуре города . (тогда ещё Ленинграда), как считалось, были присущи определённые региональные особенности, что способствовало появлению термина "ленинградская школа рока". Её характеристики появляются даже в энциклопедическом справочнике по Санкт-Петербургу, не являющимся специализированным музыкальным изданием, что говорит об общественном резонансе, вызванном «ленинградским роком». В разделе «Рок-Музыка» даётся периодизация её активности в городе (отсчёт ведётся с 1960-х гг.), затем следует описание
характерных особенностей ленинградского рока 1980-х гг. десятилетия, считающегося «золотым веком» этого музыкального стиля в СССР. «Для ленинградской рок-музыки 1980-х гг. характерны социальная направленность, яркость сценических образов, внимание к поэтическому слову (АКВАРИУМ, АЛИСА, АУКЦИОН, КИНО, ЗООПАРК, ТЕЛЕВИЗОР и др.)» [114; с.548).
Анализируя региональные особенности советских «рок-школ», стоит отметить, что приведённые выше характеристики не являются присущими исключительно Ленинграду. Социальная направленность в
» 15
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложении находятся расшифровки некоторых интервью и информация, касающаяся экспертов.

*
Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФОН.
1.1 Культурно-исторический фон развития рок-культуры в России
•90-х.
К началу 1990-х гг. в отечественной рок-музыке, в основном, преобладало музыкально-этическое направление, получившее распространение под названием «русский рок». Поиски собственной идентичности представителями рок-культуры в советском обществе, а также большое значение, которое они придавали смысловой составляющей песен, привели к активной разработке идеи, что советский рок - это самостоятельный социокультурный феномен. «Доктрина «советского рока» ... заметно отличалась от англо-американского варианта. Если там стержнем жанра был Ритм, то у нас таковым стало Слово» [138; с.8].
Коль скоро определяется самостоятельность рока как музыкального стиля и культурного явления, то в качестве его истоков указываются имена, отличные от западной традиции. «Предтечами настоящего отечественного рока стали не джазмены и танцевальные оркестры, а, скорее, суперзвёзды нашей поэзии Вознесенский и Евтушенко, барды Высоцкий и Галич» [138; с. 8; 116] .
Эту теорию во многом стоит признать справедливой, особенно в связи с распространением термина «русский рок». Очевидно, термин «советский» ассоциируется с негативными характеристиками общественного устройства, в оппозиции которому развивалась отечественная рок-культура, а прилагательное «русский» указывает на исконные корни искусства страны, что выступает как позитивная характеристика.
Многие исследователи отечественной рок-культуры скептически относятся к термину «русский рок», поскольку нет чёткого его определения, - бытует, скорее, расхожее мнение о его сути. А.Троицкий и А.Бурлака, к примеру, говорят о специфичности данного направления в рамках отечественной культуры - об «органичном, творчески выношенном слиянии рока и национальной