Ви є тут

Лидерство в образовании: социологический анализ

Автор: 
Лесина Людмила Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272212
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.....................................................................3
Глава I. Теоретический и методологический анализ проблемы лидерства в образовании..........................................................................11
1.1. Теоретико-методологические подходы к анализу лидерства в гуманитарных науках................................................................11
1.2. Социологический подход к анализу лидерства..............................31
1.3. Теоретические основы изучения лидерства в образовании...................47
Глава 2. Лидерский потенциал субъектов образования...........................85
2.1. Лидерский потенциал преподавателей педагогического вуза.................85
2.2. Проблемы профессиональной подготовки лидеров в образовании.............108
Заключение.................................................................134
Библиографический список использованной литературы..........................137
Приложения.................................................................146
з
Введение
Актуальность темы исследования. Социально-экономические, политические, культурные преобразования в современном российском обществе сместили акцепт с коллективного, общественного, государственного на индивидуальную инициативу, на активность личности, на самоорганизацию и саморегуляцию всех субъектов социальной жизни. Кроме того, противоречивость, нелинейность общественного развития, непредсказуемость многих социальных явлений, нагромождение нерешенных жизненно важных проблем вызывают все возрастающую потребность в инициативных лидерах, способных самостоятельно, творчески действовать в меняющейся нестабильной обстановке. В обществе, развивающемся на демократических принципах, лидерство, наряду с рыночными отношениями и конкуренцией, выступает в качестве действенного, эффективного инструмента общественного развития, социального прогресса. Потребность в лидерах и лидерстве как механизме повышения эффективности жизнедеятельности социальных образований существует практически во всех сферах российского общества: экономической, политической, сферах науки, культуры, образования и других.
Особую значимость лидерский механизм представляє! для сферы образования, где субъект и объект профессиональной деятельности - люди, где возможности для повышения эффективности функционирования и развития охраничены, поскольку результат деятельности не объективирован в конкретном продукте, прибыли, а представляет собой определенные субъективные качества обучаемых. Осознание недостаточной эффективности традиционных и институционализированных отношений «руководство - подчинение - результат», «профессиональный статус - право и умение учить» определяет необходимость включения неформальных, лидерских механизмов регулирования и реализации отношений между основными субъектными группами в образовательной сфере.
Процесс трансформации, реформирования системы общего и профессионального образования значительно повысил интерес к теоретическим и практическим проблемам образовательного лидерства. В современных условиях сформировался новый контекст ожиданий по поводу деятельности образовательных лидеров: от них требуегся не просто высокий уровень индивидуального развития, организаторские качества, но и способность генерировать новые идеи, подходы, создавать новые технологии, способность актуализировать внутренний потенциал последователей, ини-
вателей и на ситуацию, в которой происходит взаимодействие. Ситуация в значительной степени влияет на отношения между лидером и последователями, и лидер может, оперируя компонентами ситуации, оказывать воздействие на взаимоотношения с последователями. Таким образом, при рассмотрении процесса лидерства необходимо учитывать четыре фактора:
черты и мотивы лидера как личности;
установки, потребности последователей, их образ лидера и мотивы следования за ним;
социалы ю-психологические 1 ираметры I ру ты (межличностные отношения и др.); институциональный контекст, то есть те официальные и правовые параметры, в которые лидер и его последователи вовлечены1.
На современном этапе развития социально-психологической науки практически все исследования в области лидерства опираются на синтетические теории, поскольку уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость использования комплекса факторов при изучении данной проблемы.
Синтетический подход к анализу лидерства позволяет нам выделить некоторые теоретические позиции, которые можно использовать при социологическом изучении данного процесса:
во-первых, рассмотрение лидирования как динамического, эволюционного процесса; во-вторых, представление лидерства как интеракции между лидером и последователями, а не как характеристики отдельного индивида;
в-третьих, лидеры и последователи являются взаимозависимыми как по содержанию, так и по процессу реализации их действий;
в-четвертых, лидер и последователи взаимодействуют в определенном социальном контексте, который должен быть понят и интерпретирован.
Кроме перечисленных традиций изучения лидерства, следует упомянуть о некоторых направлениях, внесших заметный вклад в изучение данной проблемы. Эго теории ожидания-взаимодействия, представителями которых являются Р. Стогдилл, Ф. Фидлер, Дж. Хемфилл, С. Эванс. Им принадлежит попытка создания "вероятностной модели эффективного лидерства", которая ставит акцент на интеграцию влияния стилей лидерства (характеризующих личностные свойства лидера) и ситуативных пе-
'БодсШ! И.М. НапёЬоок (Д ЬеайегсЫр. - РгееРге**. 1974.
16
ременных (включающих отношения между лидером и последователями, структуру задачи, позицию власти лидера).
Заметное место среди исследований проблемы лидерства занимают теории гранеактного анализа (Г. Келли, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Дж. Хомане). Этот подход рассматривает лидера как человека, который чувствует потребности и желания своих последователей и предлагает им способы их осуществления, то есть акцент делается на эмоциональной стороне процесса взаимодействия лидера и последователей. Предметом анализа в данных теориях выступают, прежде всего, межличностные отношения, а не ориентация лидера на решение конкретных задач и достижение определенных целей.
Иное понимание лидерства представлено в теориях гуманистического направления (Р. Блейк, Дж. Мактрсгор). Они исходят из того, что человеческое существо по природе своей - сложно мотивированный организм, а группа, в принципе, всегда управляема. Поэтому лидер должен гак преобразовать группу, чтобы последователям была обеспечена свобода для осуществления их собственных потребностей, целей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей организации.
Следующее направление - теория определяющем роли последователей (А.Бентли и др.). Данная точка зрения предполагает, что лидер призван только отражать цели группы и действовать от ее имени, поэтому для понимания лидерства необходимо иметь представления об ожиданиях и целях последователей. Таким образом, процесс взаимодействия лидера и его последователей, в отличие от предыдущих теорий, рассматривается А. Бентли и его коллегами с акцентом на активности последователей.
Воздействие личностных особенностей на эффективность лидерства изучается в рамках психоанализа, ориентирующего на более глубокое изучение составных элементов психики человека. Бесспорно, на процесс формирования личности, в том числе личности лидера, накладывает глубокий отпечаток ранняя социализация. Отношения с родителями и другими членами семьи воздействуют на широкий круг личностных свойств - на интеллект, на потребность в популярности, на мотивацию к достижению результатов. А. Адлер полагал, что именно в детстве берет свое начало чувство неполноценности. Преодоление ощущения собственной неполноценности и стремление к превосходству являются основной мотивационной силой в жизни, источником всех устремлений личности к саморазвитию, росту и компетентности1. Для
1 Пит. по: Хьелл Л.. Зиглер Д. Теории личности.-Санкт-Петербург: Литер. 1997. - С. 167-19S.