Ви є тут

Формирование нравственных понятий и убеждений студентов технического вуза

Автор: 
Гричаникова Ирина Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000292671
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ведение............................................................... 3
вдел 1. Теоретико-методологические основы формирования нравственной культуры будущего инженера в процессе освоения социально-гуманитарных дисциплин
1.1. Нравственная культура и факторы её формирования в современном обществе........................................... 16
1.2. Нравственные понятия и убеждения личности, роль социально-гуманитарных дисциплин в их формировании................................................... 44
1вдел 2. Нравственная компонента в «техническом» мышлении: методы её диагностики
2.1. Специфика содержания и функциональные особенности нравственной компоненты в «техническом» мышлении....................................................... 77
2.2. Методы исследования состояния нравственной компоненты личности инженера............................................. 104
пдел 3. Социологический анализ процессов формирования нравственной компоненты личности в техническом ВОД
3.1. Диагностика показателей нравственного развития личности студента...................................................... 117
3.2. Оценка степени воздействия вуза на нравственную компоненту личности будущего специалиста........... 133
!ключение........................................................... 147
пнеок основной используемой литерату ры............................. 154
риложения......................................................... 168
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Институт образования играет лючительную роль с точки зрения перспектив развития общества. Любая из •рон общественной жизни находится под его непосредственным влиянием, без о невозможен прогресс в области науки, техники, экономики, социальных, ютических, духовно-нравственных и других явлений. Как на общественном, ; и на государственном уровнях признаётся, что будущее нашей страны исит, в том числе, и от качества образования. Появляются свидетельства того, > престиж образования, понимание его роли для личности начинают :станавливаться, хотя этому препятствуют многие трудности сегодняшнего цествования.
Оценка общего уровня развития общества определяется по многим критериям: штическая стабильность, экономическое положение и благосостояние народа, юство здравоохранения, образования, сферы услуг и, конечно, уровень п»туры данного общества, который включает в себя и нравственную сторону чности каждого его члена. Такое разнообразие критериев оценки дественного благосостояния связано с тем, что в течение всей жизни человек 1ят во всех этих сферах, но большую часть времени посвящает трудовой стельности, где он проявляет себя как специалист. Поэтому об уровне духовной злости человека, его культуре, мы судим по нравственному облику гциалиста, который складывается из "совокупности проникнутых единым диально ценностным содержанием нравственных качеств"1.
Духовная жизнь человека - это чувственный и рациональный мир, который дчиняется специфическим законам развития и саморегуляции. Он не только ражает материальный мир, но и творит его, фантазирует, мечтает, просвещает, редсляет пути эволюции и защищает его, находясь в процессе непрерывного и отиворечивого становления и обновления.
оль общественных наук в нравственном воспитании студентов / Под ред. В.А. Василенко -1.: Изд-во Высшая школа. 1986. - С. 24.
з
0
)щечеловеческой точки зрения, любые человеческие и инженерные таланты и юсобности становятся лишь на базе высокой нравственности1.
Этот аспект обусловлен социальной оценкой результатов и последствий жнической деятельности. Осознание того, что техника и инженерное дело сазывают существенное влияние на жизнь человека, экономику, политику, образ изни и мировосприятие, повлекло за собой рассмотрение в работах современных торов проблем инженерной этики и нравственной ответственности специалиста контексте взаимоотношений техники, природы и общества2. Актуализация >нятия нравственной культуры инженера требует рассмотрения его в контексте явственной культуры личности и общества, а также культуры общества в целом, опоставление этих явлений духовной жизни общества и смежных с ними зституционализированных проявлений нравственной культуры общества в »отношении с различными социокультурными сферами определило место явственной культуры инженера в культурном пространстве, которое :ематически выглядит следующим образом (см. схему 1).
Гм.: Формирование личности инженера в вузе: Проблемы воспитания в процессе обучения / К.Е. Зуев, В.И. Блохин, В.А. Морозов и др.] - Киев: Вища. шк.: Изд-во при Киевск. ун-те, 982.-С. 128
См.: Курлов А.Б. Качество инженерной подготовки как проблема социологического ^следования. - Москва-Уфа. Изд-во УАИ, 1992; Суркова Л. В. Технократизм: социокультурный феномен. - М., 1992; Фонин Б.И. Нравственное воспшшше при подготовке специалистов И Специалист. - 1999. - №4. - С. 17-19.
20
Схема 1
МЕСТО НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРА В КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА
Культура
общества
Нравст венная культура общества
Институциональные проявления нравственной культуры
Эстетическая
культура
Г ражданская нравственная культура
Профессиональная
нравственная
культуса
Корпоративная
нравственная
КУЛЫУШ
Экономическая
культура
Нравственная кулы ура личности инженера
Политическая
культура