Ви є тут

Социологический многофакторный анализ положения ребенка в современном мире : На примере стран арабского региона

Автор: 
Утман Самир Утман
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270709
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ...........................................4
Глава 1. Реальное положение детей в современном мире: социально-правовой аспект.........................12
§1. Беспризорные и работающие дети, социальные опасности....................................12
§2. Права ребенка и последствия их нарушения...29
Глава 2. Социально-педагогические проблемы на общемировом и региональном уровнях...............73
§1. Предупреждение девиантного поведения детей и подростков...................................73
§2. Социально-психологические особенности использования
детей в современном мире......................102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................................161
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................171
з
ВВЕДЕНИЕ
Исследование посвящено изучению соблюдения прав ребенка в современном мире и, особенно, в его арабском регионе, где на протяжении многих лет сохраняется нестабильная экономическая и политическая ситуация.
Актуальность темы исследования.
Несомненно, что сегодняшние дети - это взрослые люди завтрашнего дня. Это те, кто будет жить в наступившем новом веке. Дети - часть нашего настоящего, но они же воплощают собой и наше будущее, составляя основное богатство любой нации. От того, как мы воспитаем их, зависит наше будущее. Если мы обеспечим им благоприятные условия для их роста и развития, если мы сможем по-настоящему защитить их сейчас, когда они в этом так нуждаются, то мы тем самым создадим им условия для того, чтобы они, став взрослыми, успешно строили новое общество, живущее в справедливости и благополучии. Исследования, проведенные социологами, педагогами и психологами, показывают исключительную, особую значимость первых лет жизни человека в формировании его личности, которая складывается под влиянием различных факторов - индивидуальных, семейных и общественных.
Во Всеобщей декларации прав человека (Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России: Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию принятия ООН конвенции о правах ребенка.М.: ГНИЙ семьи и воспитания.2001г. подчеркивается право ребенка на получение помощи, на социальную защиту и спасение вне зависимости от того, рожден ли этот ребенок в законном браке или является внебрачным, поскольку и в том, и в другом случаях перед нами - человек, достойный защиты.
Внимание к проблемам детства не должно превращаться в какую-то рекламную кампанию или преследовать сиюминутные цели, сводящиеся к тому, чтобы вызвать чей-то успех у публики или пробудить чувство жалости к детям у тех, кто потерял веру в разумность взрослого мира. Не следует также, чтобы это внимание стало лишь выражением сочувствия к подрастающему поколению. Внимание к детям и забота о соблюдении их прав - это внимание к человеку как к носителю ценностей самому по себе и для себя, как к обладателю некой совокупности прав, которые общество должно признавать и уважать вовсе не из любезности к нему.
4
седовали с ней, и она почувствовала наше участие и сочувствие, Ибтисам призналась, что желает смерти своему отцу, так как он заставил ее маму посылать детей на улицу побираться. "Мудин продает жвачку, Сана стоит у проезжей части и просит милостыню, протягивая руку в окна останавливающихся автомобилей, а я здесь работаю". Если она не будет этого делать, отец побьет ее, так как ему нужны деньги, чтобы играть в карты.
7. Самир, 7 лет, продает лотерейные билеты прохожим, крича: "Вот счастливый билетик! Верный выигрыш! Да благословит Вас Аллах, купите у меня билет!" Самир помогает своему отцу, который тоже работает продавцом лотерейных билетов. "Иногда мне удается продать даже больше билетов, чем отцу", - хвастается Самир. В школу он не ходит, потому, что "она дорогая".
Данные исследования, опубликованного в журнале "Аль-Амн"1 который издается генеральным департаментом служб внутренней безопасности, указывают на то, что бороться с попрошайничеством, не затрагивая причин этого явления - бессмысленно. Нельзя убрать с улиц маленьких торговцев и нищих, пытающихся заработать на кусок хлеба. У них разные имена и характеры, но одно у них общее -тяжелая жизнь. Острая нужда - с одной стороны, и гнев отца, если они не принесут достаточную сумму, - с другой заставляют их неотступно следовать за вами, настойчиво прося милостыню.
В том же журнале приводится ряд интервью с уличными попрошайками. Вот некоторые из них:
8. Умм Ахмед - левой рукой держит ребенка, протягивая правую в надежде получить подаяние. "Мой муж каждый день заставляет меня побираться, - говорит она, - и бьет, если я не приношу денег. Он - горький пьяница и вообще бессердечный человек". Захлебываясь в слезах, она продолжает: "У меня дочка - посмотрите на нее... Слава Аллаху, что больше у меня нет детей!"
9. Фаузия, 9 лет, продает жвачку. Она отказывается снизить цену до 500 лир, гак как, по ее словам, в таком случае "останется в накладе". На самом деле, продажа жвачки - это своеобразная уловка, с помощью которой она обходит закон, запрещающий попрошайничество. Фаузия говорит, что продажа жвачки - это семейная
1 Журнал «Аль-Амн». - Бейрут: департамент общих вопросов служб внутренней безопасности, №35, ноябрь l994.-c.52.
18
традиция: она здесь не одна, вместе с ней работают ее родные братья и несколько двоюродных. Руководит же всей этой компанией ее мама. В их семье одиннадцать человек. Каждый день, взяв с собой родственников, они садятся в грузовичок отца, который он водит из Триполи в Бейрут. По дороге отец высаживает их вдоль автострады - каждого в своем месте, - где они торгуют картофелем, фисташками и кунжутом, ожидая приезда отца, который забирает их домой на обратном пути, возвращаясь с работы в пять часов вечера.
А вот данные другого опроса:1
10. Ахмед: 8 лет, работает в автомастерской: "В нашей семье двенадцать человек. Я ушел из школы в прошлом году, и причиной тому - бедность, в которой мы живем. В неделю я получаю мизерную зарплату, а мой отец сейчас вынужден искать работу, так как его пенсии не хватает даже на еду. Я бы хотел остаться в школе, ведь в третьем классе я был первым учеником!".
11. Камиль: работает в бакалейной лавке: "Мне скоро 9 лет. Работаю я с прошлого года, чтобы помогать маме содержать четырех моих братьев. Мама работает служанкой в одном из домов, платят ей мало. Отец умер три года назад от тяжелой болезни".
В журнале "Аль-Джейш"2 по случаю Дня рабочих были опубликованы следующие заметки, свидетельствующие о нелегком положении детей, работающих в автомастерских:
12. Рабочий Захи, двенадцати лет, переругивается с Хисамом - своим тринадцатилетним коллегой из соседней автомастерской. Словесная перепалка переходит в драку, которая заканчивается победой Хисама, старшего по возрасту. Захи отступает в уголок, всхлипывая и утирая слезы худыми ручонками, перепачканными в смазке и машинном масле. Драка вызвала гнев хозяина мастерской. Он начинает жестоко упрекать мальчика, проклиная тот час, когда взял на работу детей, которые "получают деньги, но ничего не делают", и угрожая выгнать Захи на улицу, где, по его словам, "ему и место".
1 Журнал «Аль-Амп». - Бейрут: департамент общих вопросов служб внугренней безопасности, №27, март 1994.-c.59.
2 Журнач "Аль-Джейш", издаваемый Политуправлением ливанской армии. - Бейрут, № 145, январь 1997. - С. 36.
19