Ви є тут

Связи с общественностью (PR) в сфере российского туризма: современная социокультурная практика

Автор: 
Петросян Рузанна Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
296040
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования РК 13
1.1 .Понятийно-сущностные аспекты
социокультурного феномена РЯ 13
1 -2.fr в контексте социологических теорий 41
1.3.Коммуникативные концепции и модели РК 57
Глава 2. РЯ-сонровождение деятельности
в сфере туризма: эмпирический анализ 77
2.1. Использование современных коммуникативных
РЯ-технологий в сфере туризма 77
2.2. РЯ-сопровождение в сфере туризма: опыт социологического
исследования современных российских туристских фирм 113
Заключение 152
Синеок использованной литературы 156
Приложения 168
2
Введение
Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического осмысления проблем связей с общественностью в сфере туризма, что продиктовано социокультурными условиями становления рыночных отношений в современной России, поиском способов повышения роли коммуникативных практик и РЯ-технологий в туристском бизнесе, насущной потребностью построения цивилизованной модели отношений между профессиональным туристским сообществом, потребителями туристских услуг и государственными структурами. Анализируя социальные перемены, происходящие в современном мире, исследователи считают возможным оценивать их как формы становления нового типа общества, которое характеризуется как постиндустриальное с присущими ему динамикой социокультурных глобализационных изменений, интенсивным информационным обменом между активно взаимодействующими субъектами, фокусированием интересов акторов на доминантности культурных и интеллектуальных ценностей. Интенсивность и качество информационно-коммуникативных процессов и технологий, их предельно высокий «удельный вес» на рубеже ХХ-ХХ1 веков способствовали возникновению новой технологической культуры, функционирующей в рамках современной социокультурной реальности.
Прогресс современных информационно-коммуникационных технологий несет новые возможности: с помощью средств и методов РЯ осуществляется регулирующее воздействие на состояние экономического, политического, культурного развития социума. Современный информационно насыщенный социум предлагает широкие возможности для индивидуализации рыночных предложений, двухсторонних коммуникаций посредством как личных контактов, так и в формате медиаобщения. Растущая информатизация деятельности субъектов в сфере туризма ведет' к
з
интересам общественности». Третью группу определений РЯ составляют определения, полученные в рамках прагматического подхода, основывающегося на приоритете интересов организации, реализация которых основывается на манипулятивных технологиях. Примером реализации данного подхода может служить определение, вошедшее в Словарь новых иностранных слов, изданный МГУ в 1995 году: РЯ -общественные связи - организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации, искусство взаимоотношений между государственными (управленческими), общественными структурами и гражданами в интересах всего общества. К прагматическом)' подходу в определении РК склоняется и сам А. Н. Чумиков. Согласно его трактовке, РЯ - это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта9. Логикосемантический метод анализа значения понятия РИ., примененный А. Е. Ужановым, актуализирует совокупность следующих ключевых понятий и стоящих за ними онтологических статусов: с одной стороны, РК, по мнению автора, - это наука, изучающая закономерности коммуникационного взаимодействия между организацией и средой; теория и метод достижения в обществе социального согласия по поводу предназначения и деятельности организации; функция координации процессов формирования вокруг организации благоприятного социоорганизационного пространства; механизм и социальная технология адаптации целей и социальной идеологии организации к проходящим в обществе изменениям; искусство формирования доброжелательного общественного мнения и привлекательного социального имиджа организации; с другой - совокупный ряд таких понятий, как общественные отношения, общественность, реклама,
9 Чумиков А.Н. Указ. соч. С. 14.
17
паблисити, общественное мнение, коммуникативный менеджмент, общение, социологические исследования»10.
Методологический анализ определений PR представлен в монографии «Паблик рилейшнз в системе социального управления» М. А. Шишкиной, декана факультета журналистики Санкт-Петербургского Государственного университета, основателя Санкт-Петербургской научной школы по связям с общественностью. На основе методов структурного и логико-семантического анализа исследователь выделяет 4 группы подходов к определению дефиниций PR. К первой группе, по ее мнению, следует отнести определения, имеющие официальный или институциональный статус, признанные легитимными теми или иными профессиональными сообществами, конгрессами, конференциями. К примеру, определение Мексиканской декларации PR, подписанной представителями 30 национальных и региональных PR-ассоциаций 11 августа 1978 года в Мехико, интерпретирует PR как творческий и социально-научный подход к анализу тенденции, предсказанию их последствий, предоставлению консультаций руководителям организаций и выполнению запланированных профамм действий, которые послужат как интересам организаций, так и общественным интересам. Определение в официальном заявлении Американского общества PR (PRSA) от 6 ноября 1972 года отражает следующие характеристики связей с общественностью: «PR оказывает помощь нашему сложному плюралистическому обществу в более эффективном выборе решений и осуществлении функций, внося вклад во взаимопонимание между различными группами и организациями». В «Public Relations News», одном из коммерческих информационных бюллетеней, посвященных PR, представлено следующее определение: «PR - это функция, оценивающая общественное мнение, определяющая политику и процедуры отдельных лиц или организации в целом на основе общественных интересов,
10 Основные определения и функции PR. Режим доступа http://mwv.studfiles.ru/dir/cat26/su bj441 /file 1852/vicw278 l.html
18