Ви є тут

Факторы формирования правовой культуры учащейся молодежи средних городов Юга России

Автор: 
Калиновский Геннадий Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270052
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
Глава 1. Методологические проблемы исследования
правовой культуры.............................................18
1.1. Тсоретические подходы к исследованию
правовой культуры...........................................18
1.2. Структура правовой культуры
и факторы ее трансформации..................................31
1.3. Правовая социализация и ее агенты...........................50
Глава 2. Особенности правовой социализации
молодежи на Юге России в переходный период.....................67
2.1. Макросоциологические факторы формирования
правой культуры молодежи в современной России...............67
2.2. Социокультурные условия правовой
социализации в среднем городе...............................86
2.3. Правовая культура городской учащейся молодежи Юга России: опыт конкретного
социологического исследования...............................102
Заключение............................................................138
Литература............................................................144
Приложение.............................................................156
2
Введение
Актуальность темы. Модернизация российского общества, предполагающая формирование основ правового государства, в числе многих неотложных задач требует создания достаточно гомогенной политической культуры демократического (гражданского) типа. Последние годы отмечены глубокими переменами в экономике и политической системе Российского общества, которые нашли отражение в Основном Законе страны. В Конституции РФ 1993 г. выражены, расширены и уточнены права человека, которые сформировали новую социальную ситуацию в российском обществе. Однако установленные юридические нормы далеко не всегда реализуются в повседневной жизни людей. Часть из этих норм далека от повседневных потребностей масс, другая часть при их востребованности на массовом уровне не выполняется в силу разных причин.
Реальная жизнь показывает, что от введения и юридического закрепления каких-либо норм социального взаимодействия до их реализации в практике повседневной деятельности миллионов людей лежит большая дистанция. Вместе с тем, необходимость реорганизовывать функционирование общества на рыночных принципах, сопряженных с изменением типа правовой культуры общества в целом и личности, требует изучение состояния правовой культуры и тенденции ее трансформации в Российском обществе.
В политико-правовой социализации молодежи проявляются тенденции, вызванные процессом модернизации. В частности, происходит изменение базовых ценностей, претерпевают существенные структурнофункциональные изменения и институты социализации - семья и школа, призванные транслировать в молодежную среду традиционные ценности и культурные символы. Ослабление их социализирующей функции и утрата доминирующих позиций в плане формирования личности в настоящее время восполняется повышенной активностью СМИ, религиозными организациями,
сферой шоу-бизнеса. По сути, разворачивается модель, в которой
3
противоречие проявляется в правовом поведении, ориентированном на подданическую правовую культуру. В поколении современных школьников Юга России только около третей части можно характеризовать как носителей правовой культуры активистского типа.
7. Изучение правовых ценностей учащейся молодежи эмпирическими методами показывает значимые корреляционные зависимости между уровнем образования, сферой занятости и уровнем материального обеспечения родителей, с одной стороны, и авторитарными (либеральными) правовыми установками и уровнем правовой компетенции детей, - с другой стороны. Этот анализ показал более жесткие ориентации юношей по сравнению с девушками, что свидетельствует о связи правового сознания с освоением социальных ролей в целом, которые весьма дифференцированы в российской культуре в зависимости от пола ребенка.
Практическая значимость работы определяется потребностью осмысления вектора трансформации правовой культуры современного Российского общества, вызванной системными реформами 90-х годов.
Социальное значение работы состоит в том, что проделанный анализ качественных характеристик правовой культуры учащейся молодежи Юга России создает концептуальную основу для разработки комплекса мер, направленных на корректировку деятельности институтов социализации в области права. С этой точки зрения положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы руководством правоохранительных органов, а также органов управления и учреждений образования для корректировки профилактической и просветительской деятельности в среде молодежи.
Материалы диссертации могут быть использованы также в
преподавании стандартных курсов социальных наук (социологии,
16
правоведения, политологии), для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам правовой культуры, организации социологических исследований в области исследования правового сознания.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на конференциях различного уровня: всероссийской научно-теоретической конференции «Пути
формирования гражданского общества в полиэтничном Южнороссийском регионе». Ростов-на-Дону. 21-23 сентября 2001; региональной межвузовской конференции «Северный Кавказ: власть и силовые структуры в
конфликтогенном регионе». Новочеркасск. Октябрь 2000; региональной научно-іграфической конференции «Проблемы становления гражданского общества на Северном Кавказе». Армавир. 29-21 апреля 2001.
Результаті,і диссертационного исследования были использованы в административной работе органов внутренних дел г.Армавира; а также в деятельности органов управления учреждений образования г.Армавира.
Материалы диссертации легли в основу спецкурса «Правовая культура современного российского общества: противоречия и тенденции развития», который читается автором на юридическом факультете Армавирском филиале Кубанского государственного университета.
Основное содержание диссертации изложено в научных статьях соискателя, общим объемом около 3,0 п.л.
Структуру диссертации составляют введение, две главы (включающих 6 параграфов, 14 статистический таблиц) заключение, приложение (включающего 45 статистических таблиц) и список литературы.
17