Ви є тут

Роль средств массовой коммуникации в становлении информационного общества

Автор: 
Россова Оксана Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272874
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Ь СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 13
1.1. Основные направления развития средств массовой коммуникации 13
1.2. Современные средства коммуникации как способ преобразования
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ...................................29
1.3. Влияние информационной агрессии на коммуникативные процессы. ... 40
1Ь ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА — 52
2.1. Функции средств массовой информации.................52
2.2. Формирование индивидуального и общественного сознания под воздействием средств массовой коммуникации. :...........68
2.3. Коммуникативные функции рекламы.....................83
Ш. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА............................... 108
3.1. Новые явления духовной культуры общества, как следствие внедрения информационных технологий в средствах массовой коммуникации 108
3.2. Дистанционное обучение - возможность использования информационных технологий в системе образования........120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
БИБЛИОГРАФИЯ- ____________________________________________ 137
ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИССЕРТАЦИИ__________________________________147
1
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена следующими факторами:
Во-первых, процессами информатизации общества и прежде всего появлением новых средств массовой коммуникации. Для современного общества характерна высокая степень сложности, протекающих в нем изменений. Сегодня уже нет альтернативы перерастанию индустриального общества в постиндустриальное, информационное. Этот процесс влечет за собой существенные изменения в духовной жизни общества, мышлении людей, их образе жизни. Человек, взаимодействуя с окружающей средой, создает в результате процесса познания новую информационную модель мира. Информация в современном обществе является организующим принципом любой формы человеческой деятельности, а информационные процессы становятся предметом научного осмысления.
В информационном обществе на передний план выходят такие понятия, как массовая коммуникация, информатизация, средства массовой коммуникации (СМК). Массовая коммуникация представляет собой одну из разновидностей массового общения людей. Под средствами массовой коммуникации автор понимает традиционные СМИ (телевидение, радио, печать) и новые мобильные системы связи и компьютерные сети (Интернет). С помощью этих средств осуществляется оперативная доставка всевозможной информации широким слоям населения.
В литературе наряду с термином «массовая коммуникация» используют термин «массовая информация». Именно поэтому два этих термина часто употребляются как синонимы.
Массовая коммуникация предполагает наличие трех компонентов, задействованных в процессе общения:
1) коммуникатор - то есть тот, кто сообщает информацию;
2) аудитория - то есть, кому адресована информация;
2
I. Средства массовой коммуникации в современном обществе.
1.1. Основные направления развития средств массовой коммуникации.
У нас на глазах изменяется предмет социально-гуманитарных знании. Чтобы разобраться в этой проблеме, следует сказать несколько слов о том, что такое постиндустриальное (информационное) общество. Мы живем в эпоху перехода от индустриальной (товаропроизводящей) к постиндустриальной (обслуживающей) экономике. Это явление отражает объективную тенденцию эволюции цивилизации, связанную с появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни. Наступил такой этап развития, когда информация стала одной из основных ценностей в жизни людей. Для рассмотрения феномена информатизации современного общества и средств массовой коммуникации необходимо разобраться в понятии информации.
Существуют различные определения информации, они сложны и противоречивы, особенно сейчас, когда происходит переосмысление ее места в экономике и в быту. В экономике информация - «это данные, просеянные для конкретных людей, проблем целей и ситуаций. Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а так же фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием внешних консультантов и др.» [5,С. 164] В рамках принятия решений информация - «все те сведения, знания сообщения, которые помогают решать определенную задачу» [43,151] Для семиотики (теории информации) информация это «мера устранения неопределенности знания у получателя сообщения о состоянии объекта или о каком-то событии» [2,С. 5.] Внаши дни информация является предметом активного потребления. Перед тем как дойти до потребителя, она проходит ряд этапов:
■ Сбор данных
■ Переработка данных
13
■ Хранение информации
■ Передача информации.
На каждом из этих этапов, особенно на этапе передачи информации возрастает роль средств массовой коммуникации (СМИ и телекоммуникации).
Телекоммуникации - это средства обмена информацией между двумя и более субъектами. Телекоммуникации - это действие на расстоянии (от греч. теле - далеко). То есть рассматривая СМК, нас интересуют процессы передачи и обмена информацией на расстоянии между различными субъектами.
Огромный поток информации с середины XX века не дает возможности обрабатывать и анализировать ее старыми методами. Бурный рост объемов информации порождает информационный кризис, который заключаегся в противоречиях: разнообразие информации возросло и удовлегворяет
различные потребности, но при этом циркулирует масса избыточной информации, бесполезной для потребителя; накоплен огромный информационный потенциал, а люди не могут им воспользоваться в силу физических и технических ограничений. Внедрение автоматизированных средств обработки информации, особенно компьютеров (производительных средств передачи информации) позволяет справиться с этими противоречиями. Эти процессы положили начало новому этапу в эволюции человечества, связанному с информатизацией общества, которая направлена на разрешение сложившихся противоречий.
Информатизация общества направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения различных информационных потребностей: реализаций прав граждан, органов государственной власти, общественных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов и т.д. Информатизация-не то же, что и компьютеризация, но они тесно связаны друг с другом. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации, ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяегся комплексу мер, направленных на обеспечение полного
14