2
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение
Глава 1. Методология анализа нравственно-эстетического развития личности
1.1. Сущность понятия «нравственно-эстетическое развитие личности»
1.2. Нравственно-эстетическое развитие ребенка в процессе первичной социализации
Глава 2. Учреждение дополнительного образования как субъект нравственно-эстетического развития детей дошкольного и школьного возраста
2.1. Особенности нравственно-эстетического развития детей 3-7 лет в учреждении дополнительного образования
2.2. Возможности и перспективы нравственно-эстетического развития подростков в УДО
Заключение
Библиография
3-12
13-69
13-49
$0-69
70-114
70-96
97-114
115-118
119-129
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность темы. В последнее десятилетие в нашей стране активно происходит реформирование системы дошкольного, школьного и вузовского образования. Это связано с тем, что осуществляется пересмотр прежних представлений о целях и задачах деятельности различных учреждений, обеспечивающих успешную первичную социализацию личности.
При социализме, начиная с раннего детства, семья, учреждения дошкольного и школьного образования, вузы, прежде всего решали задачи коммунистического воспитания. Считалось, что в детстве, отрочестве, юношеском возрасте личности необходимо освоить ведущие ценности в сфере политической, нравственной, трудовой, физической и других видов культур. Само образование рассматривалось как один из важнейших способов осуществления целей и задач воспитательной деятельности. При этом вместе с теми учреждениями образования, которые давали обязательный минимум знаний, существовали внешкольные учреждения: дома и дворцы пионеров, станции юных техников, натуралистов и т.д.. Они также занимались своим особым воспитанием путем выявления и развития склонностей разных детей к успешной деятельности в сфере спорта, искусства, экологии, техники и т. д..
Переход к рыночной экономике привел к отказу от прежней идеологии и связанной с ней системой воспитания. Тем самым перед учреждениями образования будто бы не стоит специальная задача организации воспитательной деятельности. Необходимо в процессе обучения детей, подростков дать только соответствующую совокупность знаний по тем или иным предметам. Однако, воспитание всегда было и остается важнейшей системой приобщения человека к той культуре, которая господствует в современном обществе. Культура же не сводится к совокупности информации по тому или иному вопросу, а представляет собой единство знаний, убеждений и практических действий. Речь идет не об убеждениях в узко политическом смысле, как это
12
ДТШ Октябрьского района, являющегося федеральной экспериментальной площадкой Министерства общего и профессионального образования Р Ф., предложены для реализации в других учреждениях дополнительного образования страны.
Апробация работы. Материалы работы были представлены и обсуждены на 3 - 5 Педагогических чтениях, которые проводились Управлением образования г. Екатеринбурга в 1997 - 1999 г.г.; на Областной научно - педагогической конференции (Екатеринбург - 1998 г.); на семинаре - совещании руководителей федеральных экспериментальных площадок, авторов инновационных программ развития дополнительного образования детей (Москва -1998 г.); на Международной научно - практической конференции «Урал -чаша любви» ( Екатеринбург 1999 г.); Всероссийской научно практической конференции: «Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в XXI веке». (Москва - 1999 г.)
Работа также была обсуждена на кафедре прикладной социологии Уральского государственного университета.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, семи таблиц, библиографии.
13
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1. СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Проблема нравственно-эстетического развития подрастающего поколения всегда была и продолжает оставаться одной из самых сложных как в педагогическом, так и в философском и социологическом плане.
Педагогика обращает внимание прежде всего на методы осуществления процесса приобщения детей и подростков в семье, школе к основным нравственным и эстетическим нормам.
Философия во все времена пыталась найти ответы на такие кардинальные вопросы, как сущность нравственного и эстетического, источники возникновения представлений человека о должном, прекрасном, возвышенном; анализировала основные противоречия, связанные с процессом освоения личностью важнейших моральных и эстетических ценностей. В философии накоплен богатый и разнообразный материал в осмыслении данной проблемы, поскольку с момента зарождения этой науки этическая проблематика была для нее одной из центральных.
Социология, выделившаяся из философии в первой половине 19 века, при рассмотрении проблем нравственной и эстетической деятельности человека традиционно опирается на те идеи, положения, концепции, которые были разработаны за многие века их философского осмысления. При этом социология анализирует проблемы нравственно-эстетического развития личности с точки зрения форм, способов взаимодействия различных социальных субъектов в этом процессе.
Если философия отвечает на вопрос: откуда появились мораль и эстетическое представление о действительности, исследует исторический процесс
- Київ+380960830922