Ви є тут

Ориентация и установка учителей на инновационную деятельность

Автор: 
Железнякова Светлана Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1997
Артикул:
1000161048
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
- 2 -СОДЕРЖАНИЕ
.3-15
Глава I.
Инновации в образовании: сущность, специфика, условия.
1. Сущность инновационной деятельности и ее специфика в
образовании_____________________________________________________16-61
2. Условия и параметры инновационной деятельности в образовании______________________________________________61-74
Глава II.
Ориентации и установки учителей на инновационную деятельность на современном этапе развития среднего образования.
1. Объективные условия и факторы, влияющие на инновационную деятельность учителя________________________________________75-102
2. Роль инициативы и творческой активности учителя в развитии инноваций________________________________________________102-123
Заключение_______________________________________________123-130
Список цитированной литературы___________________________131-137
Библиография____________________________________________137 -158
Приложения_______________________________________________158-165
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ.
История будущего станет гонкой между образованием и катастрофой.
Г.Уэллс
Актуальность темы.
Актуальность проблем образования необходимо рассматривать на трех уровнях: на уровне общества, на уровне системы образования, и, наконец, на уровне осуществления самой инновационной деятельности. Чем это обусловлено?
Значение системы образования для современного общества трудно переоценить. От положения дел в этой сфере зависит в конечном итоге будущее как всего общества, так и каждого человека. Образованию брошен, образно выражаясь, вызов времени.
Ученые, аналитики, исследователи в области социальных наук подчеркивают, что последние десятилетия показали неполноту и односторонность общепринятых понятий о благосостоянии, прогрессе, счастье. Сегодня надо оценивать не только и не столько экономический рост, обьем материальных благ, сколько качество жизни, которое соотносится со здоровьем, образованием, участием в решении основных проблем общества.
Человечество научилось накапливать знания и применять их для преобразования своей "второй природы", но теперь важнее всего направить использование этих знаний на самого человека, на гармонизацию его отношений с окружающим миром. Неотложного решения требуют глобальные проблемы: экологическая проблема,
проблема преодоления насилия в обществе, войн, экстремизма в решении социальных, религиозных, национальных конфликтов. Словом, необходима гуманизация общественных отношений в целом.
От решения этих проблем зависит облик будущего. А
- 15 -
Нижнего Тагила, (1993-1995 гг., экспресс-опрос "Учитель и инновации", опрос " Инновационная деятельность учителя "). Всего опрошено 700 респондентов.
Эмпирической базой исследования выступили следующие учебные заведения города Нижнего Тагила: школа - гимназия N 9;
школа с гимназическими классами N 61; школа - лицей N 51; многопрофильная школа - лицей при Нижнетагильском государственном педагогическом институте N 75; школы NN 8, 38, 39, 87.
Выбор именно этих учебных заведений обусловлен тем, что такой набор отражает разнообразие типов учебных заведений города. Тип выборки - квотная многоступенчатая.
Также использованы данные следующих исследований: опрос
"Городской учитель - социально-профессиональный портрет" : учителя - 893 чел., , ученики - 359 чел. г.Н.Тагил, 1993 г., руководитель Вишневский Ю.Р.; "Профессия - учитель" : учителя -843 чел., Свердловская область. 1993 г., руководитель Шапко В.Т.; "Развитие способностей в школе" : ученики - 200 чел.,
г. Екатеринбург, 1992 г. руководитель ( здесь и далее) Меренков А. В.; "Инновационные ориентации учителей ": учителей - 200
чел., г.Екатеринбург, 1993 г.; "Экспресс-опрос учителей и руководителей Октябрьского района" : учителей и руководителей -
261 чел., г.Екатеринбург, 1993 г.; "Эффективность обучения в классах с углубленным изучением предметов и в классах довузовской подготовки": ученики - 250 чел., г.Екатеринбург, 1995
г.; "Ориентации родителей учащихся на взаимодействие со школой": родителей - 652 чел., г.Екатеринбург, 1994 г.
- 16 -
ГЛАВА 1.
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, УСЛОВИЯ.
1. Сущность инновационной деятельности и ее специфика в образовании.
В современных условиях инновационная деятельность, то есть деятельность по внедрению новых элементов в содержание, организацию, управление - становится одним из основных механизмов выживания и развития различных социальных единиц, будь то общество в целом, подсистема, группа, организация и т.п.
Это обусловлено тем, что ускорение темпов жизни, постоянное изменение ситуаций, в которых необходимо действовать, неопределенное будущее - все это требует наличия механизмов приспособления к "вызовам времени".
Система образования - важнейший общественный институт, на ней в полной мере отражаются все изменения в обществе. Примерно с середины 80-х годов необходимость кардинальных перемен в образовании стала очевидной. Активизировались поиски нового содержания, форм образования, а также способов внедрения нового в практику школ. Однако первые шаги в этом направлении выявили множество проблем и противоречий. Стало ясно, что внедрение одних и тех же элементов, методик в различных условиях, в разных ситуациях дает не тот результат, на который рассчитывали. Поэтому в настоящее время назрела необходимость проработки основных направлений теории инновационной деятельности.
Важно отметить, что инноватика полидисциплинарна, то есть ее общие теоретические положения приобретают конкретный смысл