Ви є тут

Тип личности Стоик как объект изучения социологии духовной жизни

Автор: 
Запорожченко Ольга Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272820
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ..........................................3 - 22
РАЗДЕЛ 1. Сущность и атрибуты типологии
личности как методологическая проблема в истории
гу манитарного знания............................23-94
РАЗДЕЛ 2. Качественные особенности базовой социологической модели типа личности 95 - 116
РАЗДЕЛ 3. Специфика социологических
эмпирических исследований конкретного
типа личности «стоик» ...........................117 - 146
Заключение........................................147 - 150
Список литературы.................................151 - 167
3
ВВЕДЕНИЕ
Целый ряд глобальных процессов современной общественной жизни свидетельствует о растущей актуальности изучения природы и возможных типологий личности. Все более явные процессы глобализации межгосударственных макроструктур, колоссальный рост терроризма, неофашизма, национализма, огромный интерес к масштабным внутригосударственным реформам во многих странах -все это показывает живучесть системоценгрического подхода к движению современной цивилизации, восходящего к известным классическим социологическим работам Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Г. Спенсера и др1.
Вместе с тем все более явно и мощно проявляется в движении современной 1уманитарной мысли и гу манистическая, экзистенциальная, персоноцентрическая трактовка таких процессов, оформившаяся еще во времена Сократа и Протагора и данная в XX веке в трудах Н. Бердяева, В. Вернадского, А. Маслоу, Ж.-П. Сартра, П. Флоренского и др2. В этих работах отрицается, прямо или косвенно, полная сводимость человека к системе общественных отношений, его абсолютное растворение в системе социальных ролей и статусов, совершенно по-иному интерпретируется диалектика родового и единичного в жизни человека и общества.
Оба таких направления стимулируют, каждое по-своему, масштабные исследования по избранной в данной работе тематике.
Отметим также ряд конкретных процессов, стимулирующих такие исследования в жизни именно нашей страны:
- смешение многих укладов и стилей жизни, что провоцирует формирование различных по ценностям, структуре и базовым имиджам типов личностей;
1 Дюрюснм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990; Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998; Спенсер Г. Начала социологии: (обрядовые учреждения). Киев, 1880; Спенсер Г. Основания социологии: В 4-гг. CIKi, 1876-1877; Пароонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
2 Берджи Н.Л. Смысл истории. М. 1990; Бердже 11.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.. 1990; Вернадский RR Несколько с/юв о ноосфере. М., 1990; .Маслоу А Новые рубежи человеческой природы. М.. 1999; Маслоу А- Самоактуалкмция // Психология личности: Тексты. М., 1982; Платон. Диалоги. М., 1998; Сартр Ж.-П. Бьпие и ыичто. Опыт феноменологичоской онтодотин. М., 2000; Сартр Ж.-И. Экзистенциализм - это гуманизм. М., 1946; Флоренский П. Богословские труды. М., 1979.
15
Отметим, что попытки типологизации предпринимаются и в отдельных направлениях социологии. Например, Л. Меликишвили на социологических данных по России составил типологические модели личности женщин - преступниц63. В основе типологии лежат ведущие, порой неосознаваемые личностью мотивы преступного поведения64. Е. Шадрина обобщила отечесгвеные и зарубежные материалы, в которых рассматривались типологии личности ученых65. Известна и классификация ученых по стилю мышления, где В. Оствальд66 назвал два основных типа: «классиков» и «романтиков»67.
Д Гильфорд представил факторную «модель исследования личности»68. В его модели «структура интеллекта» представлены три типа способностей, ключевых для творческой личности: способности к интеллектуальным операциям; способности к кооперациям с определенными видами материала; способности интеллекта вырабатывать мыслительные продукты69.
Согласно концепции «цивилизации досуга», именно в свободное время от производственной деятельности человек получает наибольшие возможности для развития и совершенствования своих сущностных качеств, для самореализации себя как личности. Ж. Дюмазедье, исходя из приоритетного влияния сферы досуга на весь процесс социализации индивидов, выделил
63 См.: Меликишвили Л.А. Типологические модели личности женщин - преступниц // Современная преступность: новые исследования. М., 1993. С. 136 -141.
64 См. также: Кудрявцев В.II. Сопиально-психшюгические характеристики атгтиобщсствешюго поведения // Методические (фоблемы в социальной психологии. М-. 1975. С. 261-287; Воложенкин Б.В. О понятии причитал преступления // Преступность н сс предупреждения ВыпЗ. JL, 1978. С. 39-52; Дыбковская ИВ. Классификации субъектов насильственных преступлений против личности // Правоведение. 1981. № 4. С. 24-29; Середа Е.В. Использование личностных особенностей осужденных при их перевоспитании. М., 1985: Игошсв КЕ. Типологии личности преступника и мотивация преступного поведения Горький, 1974; Козюля В.Г., Побрызгаева Е.В. Личность и типология осужденных с психическими аномалиями // Современная преступность: новые исследования М., 1993. С. 98 -107.
45 См.: Шадрина Е.А. Современное состояние вопроса о типологии личности ученого If Социально-экономические проблемы развитого социализма. Томск, 1981. С. 134 - 140.
46 См.: Оствальд В. Великие люди. СПб., 1900.
47 См.: Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. Пт., 1923.
*См.: Guilford I. Personality. N.Y.,1959.
69 См. также: Добров Г.М. Наука о науке. Киев, 1970; Лейман И.И. Научный коллектив, его структура, типология и функции. - Социологические проблемы науки. М., 1974; Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963; Прайс Д. Малая наука, большая наука. Наука о науке. М., 1967; Организация научной деятельности. М.,1968; Петров М., Потемкин А. Наука познает себя // Новый мир, 1968, № 6. С. 35-39; Карпов М.М. Стимулы народного творчества. М., 1968; Очерки истории и теории развития науки. М, 1969; Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973.
16
пять типов личности70. Б. Дадонов обобщив результаты проведённых под его руководством исследований выделил десять типов личностей по эмоциональной направленности71.
Большое распространение получила в социологии типология Р. Мерто-на . В основу он положил тип приспособлений индивидов к социальной реальности, выражающийся в различном их отношении к доминирующим в обществе социальным ценностям и поведенческим нормам.
Как отмечает Я. Щепанский, каждая социокультура создаёт свои определённые представления о том, каким должен быть идеал человеческой личности, что прямо сказывается на генерировании социальных типов личности73.
В 60-е года XX века как следствие бурных и динамических антиколониальных процессов в Африке и возникновения большого числа независимых африканских государств, получила развитие теория африканского типа личности («негригюд»). Это совокупность расовых, физиологических, психологических, социально-психологических и социальных качеств. Теоретики негритюда Л. Сенгор (президент Сенегала) и Э. Сезер определяли его как живой мир, лежащий в основе негро-африканской цивилизации как сумму её культурных ценностей, в которые входят «дар эмоций, дар симпатий, дар ритма и дар формы, дар образа и дар мифа, коллективистский дух и демократия»74.
В 1995-1996 гг. А. Демидов осуществил исследование социокультурных стилей в странах бывшего Варшавского пакта75. Основу типологии, опирающейся на десять блоков ценностных суждений, образовали пять социостилей, расположенных на оси координат: надежда - разочарование, амбиции - пассивность.
0 См.: Белых Е.Л. Лкчносгь в системе общественных отношений. Орёл, 1995.
71 С'м.: Дадонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
'7 См.: Мертон Р.К. Социальная теория н социальная структура // Социс. 1992. № 2. С 118 - 124; Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. № 3-4.
7? См.: Померанцева Л.Б. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. М., 1979.
74 Сенгор Л. Цит. по: Корнеев М.Я. Проблемы социальной типологии личности Л, 1971. С. 98.
75 См.: Демидов А.М. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе// Социс. 1998. № 4. С. 16 - 28.