2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Духов но-культур пая и политическая сферы как специализированные регуляторы политического поведения
1.1. Общее и специфическое в духовно-культурной и политической сферах как регуляторах политического поведения 15
1.2. Факторы, определяющие особенности политического поведения молодежи современной Адыгеи 34
Глава 2. Молодежь Республики Адыгея как объект и субъект политики
2.1. Молодежь как объект политики (“внешняя” мотивация политического поведения) 61
2.2. Молодежь как субъект (актор) политики (“внутренняя” мотивация политического поведения) 79
Заключение Литература 11риложение
95
102
109
3
Актуальность темы исследования. Современное российское общество находится в процессе интенсивных и противоречивых социальных изменений. Они определяются переходом к политической демократии и многоукладной экономике рыночного типа. Решение проблем реформирования, внедрения социальных и иных инноваций сопровождается серьезными изменениями в духовно-культурной сфере. Поэтому исследование духовно-культурных процессов, их соответствия (несоответствия) актуальным общественным задачам является чрезвычайно важным.
Особую актуальность имеет изучение духовно-культурной сферы молодежи. Социализация ее значительной части по времени совпала с процессами реформирования. Молодежь является той особой социальной группой, в которой наиболее заметно становление инновационных форм духовности. Ответы на вопрос о том, каким образом связаны духовнокультурные процессы с политическим выбором молодежи, позволяют выдвигать гипотезы о политическом будущем России.
Внимание к изучению духовно-культурной сферы молодежи, в особенности к тем ее аспектам, которые влияют на политическое поведение, обусловлено местом и ролью молодежи в политической жизни. Выборы разных уровней показали, что молодежь входит в число влиятельных социально-политических сил России. Итоги выборов говорят также и о том, что молодое поколение способно стать опорой происходящих в обществе перемен.
Некоторые социальные характеристики молодежи (максимализм суждений и действий, восприимчивость к утопическим идеологиям и демагогическим призывам) свидетельствуют о том, что она является не только наиболее перспективной, но и в то же время наиболее проблемной частью социума. Поэтому актуальность данной темы исследования обусловлена также
10
Анализ духовно-культурной и политической сфер как специализированных регуляторов поведения потребовал привлечения системного и структурнофункционального подходов. Обращение к методу сравнительного анализа и социокультурному подходу позволило охарактеризовать культурную
специфику региона и духовно-культурную сферу молодежи. В той мере, в которой основные идеи и гипотезы исследования требовали эмпирической проверки, были использованы данные конкретных социологических исследований. Работа над диссертацией потребовала также проведения специальных социологических исследований: “Ценностные ориентации
молодежи Республики Адыгея", “Духовно-культурная мотивация
политического поведения молодежи Республики Адыгея".6
При рассмотрении духовно-нравственных, моральных, ценностных,
цивилизационных основ поведения были применены идеи С.Хантинпгона, Г.Алмонда, К.Ясперса, Э.Фромма.
Междисциплинарный характер диссертации потребовал привлечения материалов и исследований не только по социологии и философии, но и политологии, культурологии, этнологии, психологии.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в
нем:
- раскрыта общность духовно-культурной и политической сфер в регулировании разнообразных аспектов поведения молодежи Адыгеи. Выявлено, что в условиях усложнения социальной композиции (дифференциации социальных структур, ролей, роста полиэтничности) потребность молодежи Адыгеи в политическом регулировании общественной жизни возрастает;
” 13 каждом случае было опрошено более 400 молодых людей (от 18 до 30 лет). В выборке, в соогвсгствин с интересами исследований, в равном количестве были представлены респонденты двух наиболее многочисленных национальностей. Пропорциональное соотношение в генеральной совокупности мужчин и женщин, трех возрастных групп молодежи (от IX до 21 года. 21 - 24 года. 25 - 30 лет), а также соотношение числа жителей в районах республики было соблюдено.
и
на уровне Республики Адыгея апробирована теоретическая модель, позволяющая раскрыть влияние духовно-культурных факторов на мотивации политического поведения молодежи; определено, что “внешние” по отношению к молодежи агенты политической социализации (государство, общественные объединения, политические партии и др.), стремящиеся мотивировать ее политическое поведение через определенные духовно-культурные ценности, в условиях современного российского кризиса не достигают должного эффекта; выявлено, что “внутренние” (интериоризованные) духовно-культурные факторы мотиваций политического поведения молодежи Республики Адыгея дифференцированы и зависят от этнической, конфессиональной, гендерной идентификации и образовательного уровня. Это делает поведение молодежи Адыгеи мулы ивариативны м.
Ни защиту выдвигаются следующие основные положения:
1. Возможны три основных варианта взаимодействия между духовно-культурной и политической сферами: приоритет духовной сферы над политикой; их относительная автономность; приоритет политической сферы над духовной.
Оптимальным вариантом соотношения духовно-культурной сферы с политической является поддержание их напряженного взаимодействия при сохранении аутентичности обеих сфер. Условием реализации такой модели взаимодействия является демократическое государство, стимулирующее социальный и политический плюрализм, мультикультурализм. Особенно важно использование этих принципов в Республике Адыгея, где этнические группы сильно различаются по количественному составу.
- Київ+380960830922