Содержание
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ
* КОММУНИКАЦИИ...............................................14
§1. Основные концепции и направления в исследовании феномена
культуры...................................................14
§2. Методологические основания изучения социальной коммуникации 29
§3. Особенности функционирования кросс-культурной коммуникации как
вида коммуникативного процесса.............................45
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИЗМА КАК КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ...............................................59
§1. Генезис «путешествия» как социокультурного явления.....59
§2. Туризм: сущность, виды, функции, основные концепции....76
§3. Глобализация туризма как источник социальной напряженности 90
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ................................103
§ 1. Развитие туризма на современном этапе................103
* § 2. Авто- и гетеростереотипы российской культуры.........118
§3. Особенности феномена туризма в условиях российской
действительности..........................................133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................148
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................151
2
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Любое современное общество вплетено в сложную сеть коммуникативных процессов. Тенденции к глобализации выступают катализатором процесса кросс-культурной коммуникации, придавая ей новые качественные формы. Исследование социальных аспектов взаимодействий между различными культурами в свете актуализировавшегося в последнее время диалога культур является важным для развития современной социологической науки. В рамках мирового цивилизационного процесса, научно-технического прогресса, развития транспортных средств и появления новых технологических возможностей, а также все большей открытости границ между государствами современный человек получил неограниченные возможности контактировать с представителями других культур. В современных условиях кросс-культурная коммуникация осуществляется в самых разных сферах человеческой жизни: экономическое, политическое, военное сотрудничество, различного рода культурные события (выставки, фестивали и так далее), учеба за рубежом, мода, спорт, туризм.
Поскольку одним из ключевых каналов кросс-культурной коммуникации является индивид как носитель определенной культуры, постольку феномен туризма, как одна из главных форм кросс-культурной коммуникации, заслуживает особого внимания.
В современной России изучение проблемы туризма как феномена кросс-культурной коммуникации представляет большой научный и практический интерес. После распада Советского Союза у российских граждан появилась возможность для беспрепятственного выезда за пределы страны, что способствовало развитию туризма. Однако это повлекло за собой целый ряд проблем как политического, экономического, так и социокультурного характера. В данной диссертационной работе особое внимание уделено исследованию феномена туризма, прежде всего, как одной из форм взаимодействия различных социокультурных систем.
происходит ее окончательный упадок и наступает ее «неизбежный конец»29. Таким образом, цивилизация символизировала противоположность культуре.
Стоит отметить, что характерной чертой рассмотрения вопросов, связанных с изучением культуры, обозначенных выше, является их философский характер. Культура здесь еще не выделяется как специфическая область научных исследований.
Со второй половины XIX века культура становится предметом пристального изучения, прежде всего со стороны антропологов. Профессор Оксфордского университета Э. Тейлор в 1871 г. в своей работе «Первобытная культура» дал определение культуры, ставшее классическим на многие десятилетия вперед. Согласно определению Э. Тейлора, культура, или цивилизация, может рассматриваться как «состоящая из верований, обычаев, законов, форм познания, искусства, морали, права и так далее, которые присущи индивиду в качестве члена того или иного общества и которые могут быть изучены с помощью научного анализа»Л Э. Тейлор в своей концепции культурных различий обществ основывается на эволюционистском подходе и принципе историчности. По его мнению, культуру общества можно представить как пошаговое развитие, направленное на постепенное приближение к цивилизованности. Таким образом, главным в работах Тейлора является принцип развития.
Несколько иной подход к анализу культуры предложил Б. Малиновский. Согласно Малиновскому, культуры должны анализироваться с точки зрения удовлетворения с их помощью основных потребностей человека. Исследование функций культурных феноменов, способов, какими они удовлетворяют человеческие потребности, должно стоять на первом
29 Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. - с. 69; А также см.: Карадже T.B. Тенденции мирового цивилизационного процесса. - М., 1996; Карадже Т.В. Культура как фактор, определяющий развитие и динамику цивилизации. // Сб-к Актуальные проблемы современной политической науки. - М., 2001. — с.51 -72; Карадже Т.В. Теория и история культуры. - М., 1990.
J0 White L.A. The Concept of Culture// American Anthropologist. - Wash., 1959. - vol. 61. - p. 227.
15
месте по сравнению с исследованием стадий развития культуры и ее эволюции.31
Вышерассмотренные подходы к изучению культуры являются преимущественно описательными и по этой причине не могут претендовать на глубокий всесторонний анализ этого сложного явления. Описание является лишь первым шагом к осмыслению феномена культуры.
Отчасти этот недостаток снимается в теории А. Радклифф-Брауна о социальной структуре.32 Центральным местом в теории Радклифф-Брауна является отождествление социальной и культурной структур общества с использованием аналогии между социальной и органической жизнью. Социальная жизнь представляет собой продукт социальной структуры. При этом последняя представляет собой гармоничное единство. В отличие от подходов Тейлора и Малиновского, Радклифф-Браун отрицал возможность изучения отдельно взятого культурного компонента. Главным при анализе культуры, согласно теории Радклифф-Брауна, должно стать единство всех культурных компонентов в их функциональной взаимозависимости. Таким образом, можно считать Радклифф-Брауна одним из основоположников функционального анализа культуры.
Структурно-функционалистский анализ культуры был продолжен в работах американского социолога Т. Парсонса.33 Он четко определил различия между социальным и культурным. Под социальным Парсонс понимал реальную социальную жизнь: процессы, события, факты.
Культурное, по его мнению, - то, как люди представляют социальную жизнь. По мнению Т. Парсонса, культура обладает следующими основными функциями: функцией передачи опыта, функцией обучения, функцией объединения членов социального коллектива.
Культура представляет собой довольно жесткую структуру, которая носит противоречивый характер, заключающийся в том, что, с одной
31 Малиновский Б. Научная теория культуры. // Вопросы философии. № 2. - М., 1983.
32 Ралклнфф-Браун Л. Метод социальной антропологии. - М.: Кучково поле, 2001.
33 Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-пресс, 1997.
16
- Київ+380960830922