Ви є тут

Мотивация учебного поведения студентов провинциального вуза

Автор: 
Чанг Нина Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000237709
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................... 3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ................................. 14
§ I. Поведение как объект социологического анализа.... 14
§2. Учебное поведение: проблемы качественной
определенности..................................... 38
§ 3. Мотивация как интегрирующая характеристика динамики
учебного поведения................................. 66
Глава П. ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ (на основе конкретно-социологического исследования студентов ТГУ им. Г.Р.Державина)..... 96
§ I. Проблема системного анализа эмпирических данных
мотивации учебного поведения....................... 96
§2. Специфика факторного анализа мотивации учебного
поведения......................................... 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 170
ЛИТЕРАТУРА............................................... 177
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования
Очевидной причиной роста актуальности проблем образования и учебного поведения является тесная связь с социально-экономическим развитием общества. Производство испытывает постоянную, все возрастающую потребность в новых технологиях, высококвалифицированных специалистах. Это зависит от эффективности работы всей системы образования. С другой стороны, система образования становится сама стимулятором научно-технического прогресса.
Сейчас, в кризисный период русской государственности, когда смешиваются в едином пространстве духовной жизни разные по типу культуры, особенно значимым является механизм передачи культурного наследия. В России происходит социокультурная трансформация, где коренным образом меняются ценности, механизмы общественного устройства, принципы развития и функционирования общества. В этих условиях образование не только сохраняет знания, но и меняет их характер.
Высокообразованный человек становится центральной и основной фигу рой современного развития. Уровень образования является важным показателем престижа и статуса человека в современном обществе.
Актуальность избранной проблематики определяется сложностью проблем развития собственно высшей школы. Высшее образование всегда являлось смыслом и движущей силой общественного прогресса, основным средством передачи культурного и научного опыта человечества. Недостаток государственного финансирования, низкий уровень зарплат, падение престижа высшего образования и социального статуса вузовских работников, отъезд за рубеж ученых и специалистов (феномен «брейн-дрейн»),
18
Впервые социологические характеристики поведения были изложены в работах М.Вебера «Основные социологические понятия», «Объективность» социально-научного и социально-политического познания», «О некоторых категориях понимающей социологии»1. Базисным понятием в социологической парадигме является термин «социальное действие». «Действием, -пишет М.Вебер, - называется... человеческое поведение... в том случае, если и поскольку действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл»2. Для него особенность социального поведения человека заключается не в том, что оно регулируется «извне», будь то факторы общественной природы или неосознаваемые им самим его внутренние инстинкты. Специфичность социального поведения состоит в наличии в нем субъективно подразумеваемого смысла, вкладываемого в действие самим индивидом, а не некоего «высшего», «объективного» смысла, которого действия индивида М01ут получать уже независимо от его собственных намерений. Разграничивая понимание действия «объективного» и «социального», М.Вебер пишет: «Но социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» 3. Иначе говоря, между действием как фактором и средой лежит «прокладка»: субъективный смысл, субъективная интерпретация, истолкование и понимание эмпирической реальности деятельности. Для того, чтобы социальное взаимодействие было успешным, то есть давало возможность согласовывать и координировать совместные действия, люди должны придерживаться принимаемой всеми системы символов, значений, ценностей, которые определяют содержание данной ситуации. Сюда относятся язык, обшие цели и
1 См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
2 Цит. по: Гайденко П.П. Социология Макса Вебера ( Вебер М. Избранные произведения. М, 1990. С. 12-13.
3Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 603.
19
задачи деятельности, моральные, нравственные, эстетические, религиозные и т.п. ценности. М.Вебер последовательно и доказательно проводит идею о том, что объективность, социальная реальность возникает и формируется из действий, субъективно ориентированных по своей природе. Осмысленное и доступное пониманию поведение людей по отношению друг к другу, каждый из которых соотносит свои действия с действиями других и ориентируется на эту соотносимость, формирует социальные отношения. Человеческое общество уже не является продолжением природы. Оно - продукт человеческих действий, искусственное, созданное людьми явление, культурный продукт. Иначе говоря, социальные действия являются истоками всех социальных явлений, образований, процессов, они порождают социальное взаимодействие.
Подразумеваемый смысл действий, «субъективное осмысление индивидом возможных вариантов поведения людей, вступающих с ним во взаимодействия»1 составляют содержание человеческой мотивации. М.Вебер рассматривал под мотивом некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия2. Имеются в виду такие психологические понятия (рассматриваемые через призму социологического подхода), которые описывают причины и факторы, порождающие социальное действие и выражающие явления реальности, как цели и мотивы, непосредственно вызывающие действие; установки, ценностные ориентации, диспозиции, формирующие цели и мотивы, интересы и потребности, в конечном счете побуждающие субъекта к действию; а также социальная позиция субъекта и предопределяемые его роли, включающие ролевые предпосылки и ролевые ожидания, экспектации, также выступающие факторами, порождаю-
1 Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 603.
2 См.: Там же. С. 611.