Ви є тут

Престиж государственной службы : Проблемы социологического исследования

Автор: 
Комлева Валентина Вячеславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000233261
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ Введение.................................................... 3
I. Природа престижа государственной службы как
объекта социологического исследования.................... 28
1.1. Теоретико-методологическая база социологического исследования престижа............................... 28
1.2. Престиж государственной службы: проблемы историкосоциологического анализа............................ 50
1.3. Общие социальные характеристики престижа............ 74
1.4. Механизм формирования престижных оценок............ 117
II. Эмпирические социологические исследования престижа государственной службы......................... 135
II. 1. Эмпирическая модель и методы социологического изучения
престижа государственной службы .................... 135
П.2. Специфика эмпирического социологического исследования
престижа государственной службы...................... 155
Заключение................................................ 179
Литература................................................ 183
Приложения ............................................... 196
3
ВВЕДЕНИЕ
Престиж, как явление духовной жизни общества, представляет собой особую духовную морфему, на основе которой оцениваются и ранжируются социальные объекты. Принадлежность к престижной группе обеспечивает стабильность в настоящем, уверенность в будущем, возможность личностного и профессионального роста. Престиж обладает мощными регулятивными и компенсаторными возможностями, провоцирует социальное поведение, привлекает и порождает многочисленные иллюзии. Неоднозначность и парадоксальность образа-носителя государственной службы делает проблему' еще более специфичной и интересной.
Актуальность исследования определяется:
- существованием различных, во многом противоречивых подходов к исследованию престижа в отечественной и зарубежной социологии. В нашей стране на протяжении многих десятилетий престиж изучался в контексте привлекательности профессий. Эмпирические исследования были посвящены рейтингу' той или иной профессиональной деятельности. В зарубежной социологии престиж чаще рассматривался как основание неравенства и дифференциации общества на страты. Текущая ситуация в отечественной науке требует анализа и синтеза различных подходов в рамках исследуемой проблемы. Поэтому изучение престижа в социологии закономерно, ибо поддерживает существующую традицию и дополняет уже имеющиеся исследования. Однако, престиж редко рассматривается как феномен духовной жизни общества. Такая попытка предпринята в данном диссертационном исследовании;
- неоднозначностью трактовки природы и сущности престижа в социологии и других общественных науках; неопределенностью качественных характеристик престижа, его отождествлением с понятиями “статус”, “авторитет”, “уважение”, “привлекательность”, что недопустимо, на наш взгляд, ни в теоретическом, ни в практическом планах;
22
субъектов внутри одного статуса. Он является не только способом дифференциации общества на статусы, но и способом дистанцирования статусов друг от друга.
Авторитет определяется как значение, “вес”, влияние индивида, группы, института, основанное, на наш взгляд, на компетентности в непонятном для других. Если авторитет - это значимость, то престиж является результатом сравнения этой значимости. Авторитет во многом есть результат личностных оценок и суждений, а престиж - результат общественного мнения, сравнения с общепринятой шкалой ценностей. Для авторитета характерна некая “властная” окраска, поэтому престиж и авторитет будут сближаться в тех обществах, где власть как ценность занимает ведущие позиции. Повышение престижа ведет к повышению авторитета, а “процесс-наоборот” происходит редко.
Уважение - есть разновидность одобрения, которое относится к правильному выполнению своих обязанностей. Престиж - есть одобрение положения, а не качества выполнения обязанностей. Следовательно, престиж является способом достичь определенного положения, а уважение обеспечивает мотивацию для добросовестного выполнения требований, предъявляемых этим положением. Престиж обеспечивает мобильность общества, а уважение - статичность. Но оба. они являются средством поощрения за конформность институциализированной норме. В иерархической теории потребностей А.Маслоу престиж является одной из базисных потребностей, без удовлетворения которой нет полноценного самоуважения личности. Являясь самостоятельными характеристиками, престиж и уважение все же способны компенсировать недостаток друг друга в сознании индивида.
Аттракция - привлекательность объекта. Оценки аттракции обусловлены непосредственной значимостью для индивидов тех или иных особенностей объекта. Грань между престижем и аттракцией столь прозрачна, что едва заметна. Аттракция имеет более личностную окраску, а престиж - социальную. Однако, чем большую субъективную значимость в самосознании индивида имеют потребности в уважении и авторитете, тем сильнее для него сближаются понятия “аттракция” и “престиж”.
23
Рассмотренные понятия выступают в роли качественных характеристик престижа, и мы говорим об их принципиальной несводимости.
По вопросу о природе престижа единого мнения не существует. Не умаляя достоинств всех существующих подходов, автор диссертационного исследования предполагает, что престиж имеет аксиологическую и статусную природу. Он способен иерархизировать общество в соответствии с принятой шкалой ценностей.
В диссертации предлагается несколько классификаций престижа.
1. Престиж может быть социальный (отражает положение в системе общественных отношений) и профессиональный (отражает иерархию профессий).
2. Престиж может быть аскриптивный (передающийся по наследству) и меритократический (достигается за счет собственных усилий, способностей, желаний).
3. Престиж может быть “материально-прагматический” (стремление к безопасности, стабильности, комфортности жизни); “карьерный” (желание стать профессионалом в своем деле, повысить уровень квалификации, сделать карьеру и т.п.); “реляционный ” (потребность в общественно-полезной деятельности, продуктивной и эффективной); “статусный” (стремление повысить свой статус, влияние, увеличить социальную дистанцию, ощутить чувство превосходства); “духовно-нравственный” (актуализация потребности в творческом труде, в эстетическом, нравственном, духовном росте, развитии своего потенциала).
Престиж имеет, как минимум, семь социальных функций
1) Поощрительная (общество награждает престижем индивидов, группы, социальные институты за соответствие ценностно-нормативной системе.
2) Регулятивная (престиж регулирует ориентации, поведение людей и социальную мобильность). 3) Дистанцирующая (престиж дистанцирует социальные объекты, оценивая и сопоставляя их между собой, иерархизируя общество). 4) Интегративная (престиж способен синтезировать явления и объекты на основе сходного образа жизни, поведения, рода занятий и других признаков групповой принадлежности). 5) Индикаторная (престиж выступает косвенным показателем значимости индивида, группы, социального института для общества). 6) Иллю-