Ви є тут

Духовно-ценностное отношение студентов к физической культуре

Автор: 
Картушов Роман Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000334755
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................стр.З
Глава I. Методологические аспекты общегуманитарных исследований физической культуры.
1.1. Культура: проблемы методологического анализа..............стр. 15
1.2. Природа и атрибуты физической культуры.....................стр.34
1.3. Духовность и телесность: диалектика взаимозависимостей...стр.54
Глава II. Ценностные отношения к физической культу ре: проблемы эмпирических исследований.
2.1. Специфика ценностных отношений к физической культуре..стр.82
2.2. Ценности и физическая культура: проблемы корреляций и
социологического измерения..............................ар. 103
2.3. Качественные особенности анализа эмпирических данных..стр. 119
Заключение.............................................стр. 153
Библиография стр. 158
Приложение сгр. 174
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Физическая культура прямо и очевидно выражает гуманную суть и единство культуры вообще и не сводима просто к системе тренировок тела. Эта, формально нехитрая, мысль с большим трудом прокладывает себе путь в общественной психологии, философии, педагогике, современной социологии культуры и духовной жизни, преодолевая интеллектуальную традицию разнесения духа и тела. Традицию поразительно устойчивую, оформившуюся как платоническая, а позже картезианская линии в методологии гуманитарного знания. Исчерпывание такой традиции некоторого интеллектуального пренебрежения проблемами физической культуры как чего-то простого, прагматически ориентированного, приземленного и является одной из главных причин роста актуальности избранной тематики работы.
Выделим несколько конкретных социальных факторов роста такой актуальности.
Во-первых, наметилась некоторая стагнация в действующей системе физического воспитания. Во всяком случае, по данным многих исследований, включая общероссийский мониторинг здоровья, средний показатель здоровья нации заметно падает, что провоцирует рост интереса к теоретическим проблемам физической культуры.
Во-вторых, в силу заметной трансформации социальной структуры общества, в ней появляются заметные по объему и роли в жизни общества страты, вообще не имеющие традиций физической культуры. Они вынужденно знакомятся с различными моделями физической культуры, стимулируя их совершенствование.
В-третьих, внимание к физической культуре до некоторой степени определяется противоречием социальных подсистем спорта и физической подготовки. Разрыв между ними все более очевиден; причем конъюнктурная ценность спорта для политического престижа страны явно очевидна, равно,
потому жизнь «сносит» эти устаревшие формы и заменяется другими, которые обречены пережить ту же судьбу.
Предлагая схему традиционного развития культуры, он анализирует и конфликт современной ему культуры, который обрел, по его мнению, уникапьное содержание, связанное с тем, что в явлениях жизни все явственнее звучит мотив борьбы против духовности вообще [90].
В современной западной социологии (да и вообще в мире обществоведческого и гуманитарного знания) понятие культуры стоит в ряду фундаментальных. У разных авторов в условиях плюралистической многоголосицы мелькают и разные определения. Однако, в них содержатся некоторые общие черты, выделяется сущностный стержень, вокруг которою группируются индивидуализирующие характеристики, выражающие мнения и предпочтения их авторов. Так, например, Н. Смелзер, один из современных американских социологов и культурологов отмечает, что определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы18
Основными элементами выступают понятия (концепты) содержащиеся в языке, отношения и взаимосвязи, ценности, сообразно которым люди характеризуют собственные цели и правила, которые определяют, что и как можно делать и что нельзя. Таким образом, культура у него понимается как некоторая совокупность ценностей,' норм, стандартов поведения. Она выступает регулятором поступков людей и их отношений друг к другу, к обществу и природе.
Примерно в таком же духе подходит к культуре современный английский социолог Э. Гидденс, полагающий, что культура содержит ценности, созданные отдельными группами, нормы, которым они следуют в жизни и
'* Смелзер М Социология. - М.. 1994. - С.63.
17
материальные вещи, которые производят люди19. В качестве ценностей выступают абстрактные идеалы, в то время как нормы, отражая дозволенное и недозволенное, являются определенными принципами или правилами, которые люди должны выполнять в течении своей жизни [58].
В отечественной литературе, также существует широкий спектр подходов к культуре. Однако, в последние время понятие культуры уточнялось, углублялось и односторонность подходов все чаще подвергалась критике. В результате этого, в настоящее время, выделились три сравнительно чётко структурированных и обобщенных подхода к ее пониманию.
Первый подход - дятельностный, который подчёркивает динамический характер культуры, как процесса развития «сущностных сил» человека, выступающего субъектом культурно-исторического процесса. Деятельностный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям:
- рассматривает культуру в контексте личностного становления. Сторонниками данного направления являются: Э. Баллер, Н. Злобин, Л. Коган, В. Межуев20;
- характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни. Представителями которого выступают: Е. Давидович, М. Каган, Э. Маркарян,
О. Ханова21.
Поиски содержательного определения культуры, при данном подходе, приводят к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории. Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного, позволяет понимать культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и
|,у Пидснс Э. Социология. - М.. 1999. - С. 43.
'Давыдов В.В. Сущность деятельностного подхода н его происхождение - М.. 1990. - С.45-56. Там же. - С. 69-147.
18