Ви є тут

Религиозная ситуация на территории Крайнего Северо-Востока России: состояние и тенденции развития

Автор: 
Башлыков Тимофей Васильевич
Тип роботи: 
состояние и тенденции развития
Рік: 
2004
Артикул:
193475
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
Введение 3 - 12
Глава 1. Социологический анализ религиозной ситуации в российском обществе: методологические подходы и методики
исследования......................................................13 - 66
Параграф 1. Методологические ориентиры в исследовании
религиозной ситуации: традиции и инновации........................13 -38
Параграф 2. Место и роль теорий “новой” (“нетрадиционной”) и “приватной” религиозности в изучении современной религиозной
ситуации 38 - 66
Глава 2. Региональная специфика религиозной ситуации на
территории Крайнего Северо-Востока России 66 - 123
Параграф 1. Особенности формирования религиозной ситуации на.
Крайнем Северо-Востоке России.....................................66 - 81
Параграф 2. Религиозные ориентации жителей Крайнего Северо-
Востока России (на примере Магаданской области) 81 - 114
Параграф 3. Экспертная оценка некоторых тенденций динамики развития религиозной ситуации, на Крайнем Северо-Востоке
России 115 - 123
Заключение 124 - 129
Список литературы 130 - 143

2
Введение
Актуальность темы исследования
Процесс секуляризации, характерный для Нового времени, является одним из факторов трансформации как социума в целом, так и одного из старейших социальных институтов - религии. Модернизация вероучения, культовой и внекультовой деятельности уже существующих конфессий, появление, рост и распространение новых религиозных организаций -неотъемлемые и характерные черты современной эпохи.
Отделение церкви от государства, образования и искусства привело не только к ломке системы ценностей и норм, но и обеспечило свободу мировоззренческого выбора каждого человека, возможность плюралистического дискурса в обществе. По сути дела, в секуляризированном обществе все конфессии находятся в одинаковых рамках, что важно как для самих религиозных движений, их адептов, так и для демократического общества в целом.
В современном обществе религия вытеснена из публичной жизни людей, . хотя ряд конкретных религиозных организаций является подобием транснациональных корпораций, обладающих огромным политическим, финансовым и культурным капиталом, играющих значительную роль во всех сферах обществах. В то же время, религиозная вера и религиозная практика становятся личным делом отдельно взятого человека. Поэтому, описывая, современную религиозную ситуацию, следует говорить о “приватизации” религии.
Проблемы религиозного характера зачастую кажутся не такими заметными и острыми, как проблемы политические или социально-экономические. Особенно это касается России, где мощные трансформации именно в этих сферах отодвигают религиозную проблематику на второй план. Но не замечать и не изучать различные аспекты религиозной практики - значит создавать источник потенциальной опасности для формирующегося:
Глава 1. Социологический анализ религиозной ситуации в российском обществе: методологические подходы и методики
исследования.
§1. Методологические ориентиры в. исследовании религиозной ситуации: традиции и инновации.
Понятие “религия” стоит в одном ряду с такими философскими категориями как “духовность”, “бытие”, “культура”, “цивилизация”, так как однозначно определить подобные феномены не представляется возможным. Однако собственные взгляды автора в этом вопросе близки позициям известного американского социолога Р. Белла и российского социолога-рели гиоведа И. Н. Яблокова.
Первый считал, что: “Религия имеет дело не столько с опытом конкретных пределов, сколько с предельностью вообще* ...религия основывается на рефлексирующем опыте второго порядка, более общем и отвлеченном, чем конкретно чувственный опыт. ...мы постепенно подходили к определению религии как совокупности символических форм, соотносящих человека с конечными условиями его существования”5.
Второй утверждал, что: “Религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей некоторое функционирующее образование, форма общественного или индивидуального сознания, она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически-духовного освоения мира, одна из областей духовного производства. ... Религия является особым типом духовно-практической деятельности, в ходе которой познание и практическое освоение мира осуществляется способом, основанным на представлении о решающем влиянии потусторонних сил (связей и отношений) на повседневную жизнь людей”6.
5 Цит. по: Аринин Е. И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск: Изд-во
Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова. 1998, С. 242.
* Цит. по: Аринин Е. И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск: Изд-во
Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 1998, С. 243.
13
Социологический анализ реального бытия и функций религии в современном обществе и использование результатов такого анализа в практике реализации государственной политики в сфере свободы совести и* конфессиональных отношений предполагает выработку соответствующего понятийного аппарата и использование его социологами и представителями властных структур. В таком категориальном ряду одним из ключевых является понятие “религиозная ситуация”, представляющая собой обобщающую характеристику всего комплекса религиозных проявлений в обществе или регионе. При этом религиозная ситуация - это всегда часть общей социально-политической и духовно-идеологический ситуации, способная оказывать на нее определенное влияние.
В социологическим плане мы понимаем под религиозной ситуацией такое положение дел в обществе, регионе, на конкретном исследующем объекте, которое характеризируется наличием, специфическими особенностями и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество, регион или исследуемый объект.
Структура религиозной ситуации имеет две основные составляющие: состояние религиозности (религиозных проявлений) в обществе или на исследуемом объекте и факторы изменения и стабильности религиозной ситуации.7
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению методологических подходов и методик исследований, используемых в отечественной социологии религии, обратимся к теориям, которые могут быть названными базисными для всей социологии религии в целом..
Первые шаги для становления данной научной дисциплины сделал О. Конт, который способствовал пониманию религии, как вне временной ценности, необходимого компонента общества, выполняющего интшративную
7 Лопаткин Р. А. Социологический анализ религиозной ситуации в российском обществе. Тезисы доклалов и выступлений на II Всероссийском социологическом кош-рессе “Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы”: В 3 т. - М.: Альфа-М, 2003. - Т.З, С. 262.
14