Ви є тут

Досуговая активность населения: социологический анализ генерационных сдвигов

Автор: 
Резванов Александр Анатольевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272164
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ДОСУГОВАЯ
АКТИВНОСТЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ .. 10
1.1. Социальное структурирование свободного времени разными группами населения....................... 10
1.2. Изменения в системе досуговой деятельности как проблема модернизации общественной жизни 35
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ДОСУГОВОЙ
АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ... 57
2.1. «Человек отдыхающий» как стратегическая цель нового образа жизни............................. 58
2.2. Здоровый образ жизни и массовый спорт: особенности реализации в разных стратах............... 76
2.3. Путешествия и туризм как социальные показатели качества жизни, позиций и статусов.............. 101
ГЛАВА III. МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОСУГА И
ГЕНЕРАЦИОННЫЕ СДВИГИ В ЦЕННОСТНЫХ СТАНДАРТАХ НАСЕЛЕНИЯ....................... 120
3.1. Ценности старшего поколения и молодежи в контексте досугового потребления.................. 120
3.2. Изменения в структуре молодежного досуга как показатель социальных сдвигов в использовании свободного времени................................. 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................ 159
ЛИТЕРАТУРА.............................................. 164
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность проблемы. Реформирование российского общества протекает на фоне разрушения прежней социальной органзиации и складывания новой, на других социокультурных основаниях. Однако переходный характер общества, незавершенность социально-экономических процессов, противоречивость наблюдаемых тенденций затрудняют оперативный и точный анализ актуального состояния трансформируемого общества, необходимого для корректирования проводимых реформ.
Опыт модернизации общественной жизни развитых стран показывает, что важным индикатором социальных перемен становится активность населения в сфере досуговой деятельности. Другими словами, досуговая активность людей выступает в качестве показателя текущих изменений в социальной системе общества. Очевидно, что овладение и умелое пользование таким инструментом исследования переходного общества представляет определенную ценность для социальной науки.
Кроме того, повышение активности населения в сфере досуга означает определенные изменения в социальных субъектах, а, следовательно, и в самом обществе. Так, досуговая активность не может не приводить к появлению новых форм бытия людей. Нетрудно предположить, что на каком-то этапе развития общества социштьные инновации в сфере досуга станут причиной глобальных изменений в современной цивилизации.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы заключается в диагностической и эвристической ценности исследования динамики и характера досуговой активности населения.
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по исследуемой теме показывает, что имеются солидные теоретические и методологические наработки, представленные в работах как отечественных,
17
тутах ее социализации. Причем такие социальные институты, как семья и система народного образования, являются для многих молодых людей своеобразным олицетворением этой несвободы. Авторитаризм, неуважение к личностному началу буквально пропитывают все временное пространство как в учебных заведениях, так и в семье. Эта невостребован-ность личности, пренебрежение ее реальными интересами и потребностями, сопряжение с жестким ограничением свободы, не может не вызвать к жизни механизм социально-психологического противодействия»12. Именно игнорирование интересов, потребностей и ценностей молодежи является причиной конфликта поколений, принимающий в сфере свободного времени открытую форму.
Одна из типологий времяпрепровождения, разработанная отечественными социологами почти 30 лет назад, выявила влияние социальнодемографических и культурных факторов на структуру свободного времени населения13.
В ходе проведенной типологизации было выделено пять типов.
I тип - «семейно-домашний» - отличается высоким уровнем семейного общения и, соответственно, низкой интенсивностью внесемейного общения, а также преимущественно домашними формами потребления духовных ценностей (прежде всего просмотр телепередач). Среди представителей этого типа преобладали семейные люди среднего возраста, с невысоким уровнем образования, высококвалифицированные рабочие, приобщенные к городской культуре.
II тип - «домашне-хозяйственный» - отличается от первого типа вы-
12 Там же. С.34.
13 См.: Гордон Л.А., Волк В.Я., Генкин С.Е., Клопов Э.В., Солоконова С.Н. Типология сложных социальных явлений // Вопросы философии. 1969. № 7. С.53-64.
18
соким удельным весом домашнего труда, низкой активностью в потреблении услуг сферы обслуживания, большим развитием внесемейного общения, слабой приобщенностью к современной массовой культуре, высоким уровнем бездеятельного отдыха. Представители этого типа характеризуются низким уровнем образования, проживанием в районах невысокой степени урбанизации (около половины проживает в собственных домах).
III тип - «гармонический» - обладает рациональной структурой свободного времени, включающей внесемейное общение, сложные формы потребления культурных ценностей, направленных на сознательное самосовершенствование, самообразование, общение с природой, занятия спортом. Для этого типа характерно умеренное пользование ТВ, незначительная доля домашнего и ручного труда, в том числе в саду и огороде. Подобную структуру времяпровождения предпочитают жители крупных городов, имеющие хорошую школьную подготовку и принадлежащие к ИТР.
IV тип - «учебный» - характеризуется серьезным отношением к сложным видам приобщения к культуре, редким общением с природой, малым вниманием воспитанию детей, чтению газет. Этот тип свойствен учащейся трудовой молодежи и студентам.
V тип - «енесемейно-домашний» - отличается большой разнородностью использования свободного времени и представляет гипертрофированную форму «домашне-хозяйственного» типа - большая доля домашнего труда и внесемейного общения. Предпочитает публично-зрелищные формы потребления культуры. Данная структура времяпровождения («по-лугородской» тип образа жизни) присуща жителям пригородов и малых городов.
Влияние отмеченных данным исследованием факторов на социальное структурирование свободного времени различными социальными