Ви є тут

Взаимодействие средних специальных учебных заведений с социокультурной средой региона

Автор: 
Бондаренко Марина Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270005
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СРЕДНЕГО
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 16
1.1. Генезис среднего специального образования
в России. 16
1.2. Функции среднего специального учебного заведения
в современной социокультурной среде 65
ГЛАВА П. СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА 103
2.1. Региональные аспекты взаимосвязи средних специальных
учебных заведений с современной социокультурной средой 103
2.2. Социальные проблемы среднего специального образования в общей системе образования. 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
148
ВВЕДЕНИЕ
Образование оказывает огромное воздействие на культурное развитие человека. Современная образовательная система развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира. Современная модель образования является культурологической, то есть она ориентирована не государством и рынком, а культурой. Овладевая ее духовным и материальным богатством, индивид становится личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. При этом социализация личности не сводится к адаптации, но предполагает развитие способности понимать, адекватно интерпретировать социокультурную ситуацию, достойно и ответственно действовать в ней.
Образование - социальный институт, обеспечивающий воспроизводство, накопление не только профессиональных и научных знаний, но и духовных норм и культурных ценностей. В этой уникальной сфере общественной жизнедеятельности происходит подготовка специалистов и формируется уровень развития общественного знания. Созданные в образовании культурные установки и ценности неизбежно превращаются в реальные дела. Основополагающая роль образования в развитии общества и государства предопределяет приоритетность образовательной сферы в ведущих странах мира.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации. Главной целью образовательной школы является воспитание человека культуры, поэтому современное образование приобретает личностно-ориентированный характер. Его цель - не сформировать и даже не воспитать, а
з
среднего специального образования в стране под воздействием политических, социально-экономических, демографических и прочих изменений, происходящих в обществе.
В первом параграфе "Генезис среднего специального образования в России" рассмотрен онтогенез профессионального образования в контексте с историей российского образования в целом.
Во втором параграфе "Функции среднего специального учебного заведения в современной социокультурной среде" ссузы рассмотрены с позиции социокультурного подхода, то есть в тесной взаимосвязи с современным социумом.
Вторая глава "Средние специальные учебные заведения и социокультурная среда" посвящена анализу взаимосвязи средних специальных учебных заведений с социокультурной средой региона, в котором они расположены.
В первом параграфе данной главы "Взаимосвязи средних специальных учебных заведений с социокультурной средой (Региональные аспекты)" исследуется взаимосвязь ссузов города Усть-Лабинска с социокультурной ситуацией указанного региона. Анализ выполнен по четырем позициям:
1. адаптация ссузов к социуму своего региона;
2. целеполагание в учебных заведениях;
3. интеграция ссузов с социокультурной средой своего региона;
4. сохранение себя как самостоятельной образовательной единицы.
Во втором параграфе "Социальные проблемы среднего специального образования в общей системе образования" дан глубокий анализ проблем среднего специального образования на современном этапе. Проблемы ссузов зачастую выступают в контексте с общими проблемами образования в России. Решение их на данном историческом этапе отразится на дальнейшей судьбе среднего профессионального образования.
14
В заключении изложены основные выводы исследования и намечены аспекты дальнейшей работы по проблеме.
Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены методологической обоснованностью логики, задач и методов исследования, репрезентативностью источниковой базы.
15