3
и '
V ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностных 11
ориентаций студенческой молодёжи в досуговой деятельности.
1.1. Характеристика досуговой деятельности студенческой молодежи 11
1.2. Ценностные ориентации и проблема их формирования в рамках досу- 24 говой деятельности.
ГЛАВА 2. Социологическая концепция досуговой деятельности в системе 50
ценностных ориентаций студенческой молодежи.
2.1. Разработка методики исследования ценностных ориентаций студенче- 50 ской молодёжи в досуговой деятельности.
2.2. Сравнительный анализ специфики и механизма формирования ценно- 55
* стных ориентаций в досуговой деятельности студентов в период обучения в
вузе (по результатам исследований).
^ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
БИБЛИОГРАФИЯ 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 140
N
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. Рассматриваемая в данной работе проблема не случайно стала предметом социологического изучения. Формирование ценностных ориентаций российской молодежи имеет решающее значение для жизни не только молодого поколения, но и всего общества в целом.
Студенческая молодежь - основной стратегический ресурс обновляемой России, поскольку информационная цивилизация требует высокого уровня образованности субъекта. Формирование духовного мира студенчества тесно связано с профессиональными и жизненными ожиданиями, путями и возможностями их реализации. В свою очередь профессиональные и жизненные ожидания студенчества имеют особое значение в политической сфере, поскольку рухнувшие надежды молодежи могут стать причиной политических перемен. В состоянии неопределенности перестают действовать прежние стандарты поведения, а новые потребительские ценности, еще формирующиеся, становятся угрозой старым. В связи с этим механизм формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи подвергается существенным изменениям.
С одной стороны, в условиях современного рынка будущий выпускник вуза сталкивается с необходимостью самостоятельного планирования своей жизни. А поскольку российский рынок квалифицированного труда не соответствует требованиям современности, у значительной части студентов остаётся надежда только на жизненный успех, которую они подкрепляют, стараясь всячески отсрочить время вступления во взрослую жизнь. Более того, социальная необходимость получения диплома появляется только в условиях соответствующих, часто завышенных, требований, которые налагает рынок труда на те профессии, в которых хотя бы потенциально возможен карьерный рост. С другой - общая ориентация молодёжи на образцы жизненных практик, связанная с процессом вторичной социализации, поиска своего места в мире, в современном постиндустриальном обществе стала маркетинговым ходом.
Всё это обуславливает свойственную некоторой части современной российской студенческой молодёжи ориентацию на досуг как единственную осмысленную ценность. Досуг, по существу, оборачивается иллюзией свободного времяпрепровождения, независимости от социальных принуждений и обстоятельств, будучи в действи-
14
данная характеристика неизбежно опосредована анализом досуговой формы деятель-ности, поскольку именно досуг стал основной сферой вторичной социализации современной молодежи, и в первую очередь студенчества. Отметим, что в период существования Советского Союза данная функция возлагалась на семью и систему образования. Однако в современных условиях названные общественные институты оказались неспособны её эффективно осуществлять. Семья по-прежнему выполняет роль первичной социализации индивида, в ней прививаются наиболее общие типы ценностных ориентаций. Однако они не могут непосредственно ввести ребёнка во взрослую жизнь. Инфантильность восприятия таких «семейных ценностных образований» подростком обнаруживается непосредственно при столкновении с реальной жизнью современного высоко дифференцированно го общества. Только в обществе с устойчивой социальной структурой семья могла дать необходимые навыки для взрослой жизни. Современная семья закладывает лишь общий фундамент ценностных ориентаций (нравственные нормы, национальную идентичность, общие вкусовые пристрастия и т. д.). В системе * образования наблюдается неэффективное воспитательное воздействие на молодежь,
поскольку в ней разрушены воспитательные структуры, устарели и не отвечают потребностям современного общества методы работы с молодежью [7, 15, 23].
В сложившейся ситуации функция социализации молодежи актуализируется в сфере, которая активно влияет на формирование личности молодого человека. Такой сферой для современной молодежи становится досуг.
Усиление роли досуга в процессе социализации молодежи обусловлено ростом значимости досуговой сферы жизнедеятельности для молодого поколения в целом. Об этом свидетельствуют результаты Всероссийского социологического исследования «Молодежь-97», проведенного Центром социологических исследований МГУ. По по-лученным данным, досуг, отдых для всех возрастных категорий молодежи (от 17 до 31 года) оказался в тройке доминантных ценностей [98, С. 105]. По данным исследования Российской академии предпринимательства (Москва, 2002 год), та же ситуация наблюдается и по отношению к студенческой молодёжи. Массовое поступление молодых людей в высшие учебные заведения становится все менее и менее мотивирован-ным (а студенчество, соответственно, все больше сводится к культурно-возрастному
с*
13
«до-взрослому» стилю жизни, к возможности пожить другой жизнью - не культурой ь* долга, а студенческой полуответственной тусовкой). Об увеличении значения досуговой сферы для студента говорит то, что каждый пятый студент отмечает как жизненно важную ценность возможность жить в свое удовольствие, 15% опрошенных назвали причиной учебы в вузе желание провести время, 27% - сделать передышку в решении проблемы трудоустройства. Более важным является отмечаемое преподавателями снижение интереса к учебе как таковой, низкий процент действительно увлеченных учебой студентов [122]. Эти данные подтверждаются и результатами проведённого автором анкетного опроса студентов Тюменского государственного нефтегазового университета. Отвечая на вопрос «На что бы Вы потратили своё время, если бы оно увеличилось на 2-3 часа?», только 12,8% первокурсников в декабре 2003 года и 5,9% старшекурсников в сентябре 2004 года отметили, что потратили бы это время на факультативные занятия при учебном заведении (65,8 и 60,8% соответственно посвятили бы это время общению с друзьями и т.д.).
^ Повышение роли досуга в субъективном восприятии большинства студенче-
ской молодёжи указывает на то, что досуг становится наиболее значимым в той мере, в которой он занимает в сфере распределения временных ресурсов современного молодого человека. В досуговой деятельности современные студенты обнаруживают и осваивают, ориентируясь друг на друга, типичные формы поведения и ценностные ориентации, что ещё более увеличивает социологический интерес именно к этой сфере жизнедеятельности современной студенческой молодёжи.
Как было отмечено, для значительной части студенческой молодёжи студенческая жизнь во многом представляется прежде всего отсрочкой самостоятельной социальной активности на профессиональном поприще. Данное обстоятельство во многом способствует смешению форм проведения досуга студенчества и других групп молодёжи, ещё не включённых полностью в профессиональную деятельность. Более того, досуг в своём самом общем определении как форма свободной реализации присущих индивиду потенций, а также биологические и социальные харакгеристики молодости задают некие общие рамки досуговой деятельности молодёжи. Это позволяет выде-лить специфические черты современного студента и его досуговых пристрастий.
14
- Київ+380960830922