Ви є тут

Культура речи в процессе социальной коммуникации : На примере Республики Адыгея

Автор: 
Сташ Светлана Мухарбиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275416
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................. 3
Глава I. Теоретико-концептуальные основания культуры речи как
фактора социальной коммуникации............................. 11
§ 1.1 .Культура речи в системе общественных отношений.......12
§1.2.Классификация и анализ социальных аспектов культуры
речи........................................................ 30
§1.3.Обусловленность языкового поведения в полиэтническом
обществе....................................................51
Глава 2. Динамика основных характеристик культуры речи в процессе
социальной коммуникации (на примере Республики Адыгея) 66 §2.1.Влияние социальных реформ на формирование культуры
речи....................................................... 66
§2.2.Пути и средства формирования культуры речи в процессе
социальной коммуникации.....................................95
§2.3.Двуязычие как способ культурной интеграции этнических
меньшинств в многонациональном обществе.....................125
Заключение.......................................................... 146
Список использованной литературы....................................149
Приложение..........................................................169
Введение
Актуальность темы исследования. Происходящие изменения в социально-экономической, социально-политической и социокультурной жизни нашей страны обусловливают необходимость рассмотрения вопроса языковой деятельности, ориентированной на повышение речевой культуры для достижения эффективности общения. Проблемы языка вышли за рамки филологии и стали в ряд с общедуховными проблемами общества, ведь речь не только средство коммуникации, но и мощный энергетический заряд, оказывающий скрытое воздействие как на нашу психику, так и на окружающий нас мир. Вот почему сегодня решение проблемы повышения уровня культуры речи каждого человека становится одним из условий духовного и нравственного возрождения России. Речевая культура в процессе социальной коммуникации регулирует общественные процессы, обеспечивая развитие общества как целостной системы. Характерным для культуры речи как выражения определенного уровня социальной культуры является то, что она всегда воздействует на сознание, поведение и деятельность людей. Субъектом и объектом культуры речи как фактора социальной коммуникации выступает человек. Специфика культуры речи определяется не только знанием лингвистического словаря, тезаурусом личности, но и культурой общества. Показателем прогрессивного развития культуры речи служит создание ею условий для совершенствования общественной системы в интересах людей (социума) для их всестороннего развития. В этом статусе культура речи является важным элементом человеческой культуры, развитие которой представляет собой сложный процесс осуществления социальной коммуникации.
В политической сфере культура речи способствует возникновению взаимного интереса и уважения между людьми различных национальностей и стабилизации межэтнических и международных отношений.
В духовной жизни культура языка значима как фактор повышения образовательного и общего культурного уровня людей.
Ч.Фергюсона)', Б.А.Ларин же именовал его «двудиалектностью»7. Он указывал, что многие горожане наряду с литературным языком владеют различными видами городского просторечия.
В 1931 году Л.В.Щерба сформулировал положение о том, что сложность структуры языка соответствует сложности структуры данного общества. Любая социальная дифференциация в пределах той или иной группы влечет за собой дифференциацию языкового материала1.
Язык может использоваться для намеренного преподнесения фактов под определенным углом, что, естественно, является мощным средством социального воздействия. Даже если говорящий старается выражаться объективно, осуществляемый им выбор выражений неизбежно обусловливает представление, которое создается у собеседника. Р.Блакар проиллюстрировал это утверждение при помощи двух примеров: «бутылка наполовину полная» и «бутылка наполовину пустая», которые по-разному отражают различное отношение говорящего к фрагменту действительности.4
Важным моментом в социолингвистике является изучение речевого поведения как процесс выбора оптимального варианта для построения социально корректного высказывания. Конечной целью анализа является выявление социальных норм, детерминирующих речевое поведением Наиболее прямолинейно мысль о поведенческом аспекте в изучении языка и культуры была выражена В.Малиновским, оказавшим значительное влияние на разработку социолингвистических проблем в первую очередь в Англии, где его идеи нашли свое отражение в трудах его последователя Дж.Фёрса, а также в США, где они встретили благоприятный отклик у многих ученых. В своей программной работе «Дилемма современной лингвистики» В.Малиновский выдвинул тезис, согласно которому язык является важнейшей формой чело-
1 Ferguson Ch.A. Diglossia//Word.-1959. - №15.
: Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. - М., 1977. - С. 176.
3 Щерба J1.R. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // ИАН СЮН. -М., 1931.
4 Касьянов В.В. Социология. - Ростов на/Д., 2003. - С. 196.
5 Швейцер А.Д. Социолингвистика: Лингв, энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 481-482
веческого поведения, которая должна исследоваться с ориентацией на социологию, а сама лингвистика должна стать составным элементом теории культуры1. Социолингвистика в свою очередь стала основой для развития еще одного направления - теории социальной коммуникации.
Соколов А.В, один из исследователей социальной коммуникации, который систематично и доходчиво изложил основные положения и понятия теории социальных коммуникаций, предлагает следующее определение социальной коммуникации: «Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве»2.
Повышение социального значения культуры речи в процессе социальной коммуникации объясняется тем, что система коммуникации играет огромную роль в духовном развитии людей, культурном обмене между народами, распространении достижений науки, техники, всех сфер человеческой деятельности, в формировании норм литературного языка и т.д. Теоретическое состояние культуры речи обнаруживает связь с современными формами общественно-языковой практики, так как культура речи в качестве фактора социальной коммуникации имеет дело с объектом, изменяющимся не только спонтанно, но и под сознательным воздействием этого общества, осуществляемым главным образом с помощью общения. Не вызывает сомнения, что реализация всех форм общественного сознания возможна только через язык. В свою очередь язык способен отражать различные формы общественного сознания, результативность чего зависит от уровня и типа речевой культуры. Сохранение социума и его нормальной жизнедеятельности на современном уровне развития немыслимо без высокой речевой культуры, которая повышается и совершенствуется вместе с развитием общества.
Таким образом, сегодняшний интерес к социологическим проблемам культуры речи в процессе коммуникации возрос, с одной стороны, с потребностями современного общества, для которого проблемы речевой культуры и
1 Malinowski В. The Dillema of Contemporary Linguistics. - “I.angiiage in culture and society”, New York, 1964, p.63-65.
1 Соколов A.В. Введение в теорию социальной коммуникации.- СПб.: СПбГУП, 1996. - С. 25.