Ви є тут

Ценностная структура массового сознания учащейся молодежи в транзитивном обществе : Региональный аспект

Автор: 
Кулакова Татьяна Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276138
179 грн
Додати в кошик

Вміст

о
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МАССОВОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА..................................14
1.1.Массовое сознание как социальная реальность.........14
1.2. Ценностная структура массового сознания............54
ГЛАВА 2. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА...................................73
2.1. Особенности формирование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи.......................................73
2.2. Представленность социальных типов в массовом сознании учащейся молодежи...............................................103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................132
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................146
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в новейшее время феномен «массовости» сознания людей и связанные с ним явления получили настолько широкое распространение, что стали глобальным фактором, в значительной мерс определяющим облик современной человеческой цивилизации в целом. Процессы массовизации, механизмы их возникновения и изменения требуют целенаправленного изучения и научного объяснения, поскольку понимание их роли и функций, влияния на изменения социума становятся сегодня решающими условиями успешной деятельности в этой важной сфере социальной практики.
Процессы, зарождающиеся в недрах современного российского массового сознания, находят свое отражение в различных общественных проявлениях, в том числе и таких, как социальная апатия и агрессия, социально-политическое безразличие, этнофобия, ксенофобия, массовые культы и психозы. Без выявления закономерностей формирования ценностной струкгуры массового сознания невозможно адекватно описать и понять глубинные процессы, протекающие в современном обществе. В связи с этим пристальное внимание современных исследователей стала привлекать не только формальноинституциональная сторона общественных явлений, но и феномены духовного порядка. Высказывается мысль об особой, базовой роли чувственносознательных явлений в социуме. Данный подход заставляет рассматривать эти общественные феномены в качестве объектов специального социологического изучения.
Одной из главных причин начала сверхбыстрых темпов российской реформации стали кардинальные изменения в ценностной структуре массового сознания учащейся молодежи. Все значимые социальные процессы тем или иным образом преломляются в сознании людей, находят отражение в форме определенной структуры ценностных ориентаций, интересов, потребностей,
явление разнообразия их форм. Он показал, что исходной предпосылкой и одновременно основной базой процессов массовизации, начинающейся со становления капитализма, служит определенный уровень развития производительных сил, а именно промышленная революция, возникновение принципиально новых средств труда - машин; что крупное капиталистическое производство представляет собой типичный случай собственно массового производства; наконец, что, зарождаясь в сфере экономики, указанные процессы постепенно распространяются на все остальные стороны жизни общества, захватывая сферы нематериального производства (наука, искусство, производство разного рода услуг), управления, материального и духовного потребления, политики, досуга, быта, наконец, общения между людьми, включая такие, казалось бы, в корне несовместимые с представлениями о массовости виды общения, как семейные и сексуальные отношения1.
Важнейшей составляющей частью и одновременно мощным катализатором всех этих процессов становится порождаемая ими форма массовой культуры, стандарты духовной жизни, связанные с возникновением и функционированием в обществе различных видов так называемой массовой информации. Потребности в подобной информации со стороны разного рода массовизированной деятельности вызывают к жизни специальные средства её производства и распространения: современную печать, радио, телевидение, кинематограф, Интернет и т.п. Не зная в принципе никаких границ своего действия - ни демографических и социальных, ни национальных и государственных, - эти средства не только «обслуживают» массовые процессы и различные сферы жизни общества, но и сами порождают - в том числе в глобальных масштабах - новые виды массовой деятельности, связанные со специфическими механизмами массовой коммуникации, с многообразными способами оперирования массовой информацией2.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Поли. соб. соч. Т. 13 - С.6 -7.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. Т.2. -С.61.
Следующий важнейший элемент массовизации - качественное усиление неоднородности состава общностей, участвующих в различных массовых процессах. Оно вызывается уже самим количественным ростом этих общностей, но в ещё большей степени выходом указанных процессов за пределы собственно производственной деятельности.
Принципиальное умножение всевозможных социальных связей и отношений в жизни всех без исключения типов социальных субъектов затрагивает, прежде всего, сферу собственно общественных отношений, то есть отношения между различными обществами - как «классическими» фуппами (нациями, классами, малыми группами), так и возникающими вновь множествами индивидов, осуществляющими массовую деятельность.
Характеризуя эту сторону процесса, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что исторически массовое производство разрушает, прежде всего, все без исключения формы «старой», феодальной замкнутости и ограниченности - цеховой, кастовой, религиозной, национальной, порождая «всестороннюю зависимость» и «всестороннюю связь» различных типов общностей, в частности наций друг от друга. В результате в современном мире чрезвычайно распространенными оказываются самые разнообразные связи между различными общностями людей, в том числе теми, которые, кажется, ещё позавчера даже не подозревали о существовании друг друга3.
Принципиально расширяется и сфера межличностных отношений, умножается число контактов, в которые вступают друг с другом индивиды, принадлежащие к одним и тем же, а также к различным общностям.
Процессы массовизации развертываются вширь и вглубь, что способствует дальнейшему уравниванию свойств индивидов, оказывающихся включенными в те или иные виды массовой деятельности. В сфере социальных отношений, общения этот элемент возникает во многих ситуациях в результате определенного элиминирования, даже атрофирования (за ненадобностью)
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13.-С.20.