Ви є тут

Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России

Автор: 
Стародубцева Татьяна Вячеславовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
197
Артикул:
193630
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава I Теоретико-методологические основы социологического исследования молодой художественной интеллигенции.
§ 1. Интеллигенция как объект социологического
осмысления. 18
§2. Молодая художественная интеллигенция как особая
социально-профессиональная группа. 38
§3. Социологическая интерпретация жизненных стратегий. 67
Глава П Типология жизненных стратегий молодой
художественной интеллигенции в современных условиях. 87
§1. Факторы формирования жизненных стратегий молодой
художественной интеллигенции. 98
§2. Условия формирования жизненных стратегий молодой
художественной интеллигенции. 124
§3. Основные типы жизненных стратегий современной
молодой художественной интеллигенции. 154
Заключение 166
Список использованной литературы 171
Приложение
186
Введение
Актуальность исследования.
Традиционно художественная интеллигенция в России считалась социальным индикатором состояния духовной жизни общества. В конце XX века среда ее деятельности и ее социальное положение кардинально изменились. В различных источниках стали высказываться мнения об утрате ею прежних позиций, снижении престижа ее труда. Начали углубляться процессы социально-экономической и социально-статусной дифференциации
в этой группе российского общества, получили распространение практики регионального, гендерного, возрастного и иных типов неравенства. Это особенно проявилось в деятельности молодой художественной интеллигенции, положение которой приобрело в определенной степени маргинальный характер. Современное общество представляет собой жесткую среду для возможности реализовывать ее устремления и надежды. Происходит социальная депривация этой группы в условиях коммерциализации искусства, утрата различных форм ее социальной поддержки, что связано со спецификой востребованности подобной деятельности в условиях рынка.
На современном этапе развития российского общества произошли сдвиги в социальной структуре молодой художественной интеллигенции, сопровождающиеся изменениями их самосознания, выражающиеся в восприятии традиционно стоящих перед ней задач (идеи служения народу, социальная роль художника и др.). Существует проблема соответствия молодой творческой интеллигенции предписываемой ей роли социальной силы, интеллектуально обеспечивающей происходящие перемены в российском обществе. Трансформируется сам облик молодого интеллигента, его жизненные принципы, имидж, манеры, язык и повседневные практики,
3
Глава I
Теоретико-методологические основы социологического
исследования молодой художественной интеллигенции
§1. Интеллигенция как объект социологического осмысления
Существуют различные точки зрения о возникновении понятия «интеллигенция». Его трактовки разрознены и противоречивы. Например, ряд исследователей считает, что истоки интеллигенции надо искать среди духовенства и монахов, другие считают, что среди декабристов, третьи среди «свободных поэтов» (К. Манхейм). История понятия полна противоречий: например, родоначальником русской интеллигенции называют А.Н.
17 18
Радищева , а первым интеллигентом М. Бакунина . По времени возникновения интеллигенции называют и XVII в. и XIX в. Также неоднозначно трактуется появление самого термина. Его первое употребление приписывают то И. С. Аксакову, который применил этот термин в 1861 г. в своей статье газеты «День»19; то П. Д. Боборыкину в романе «Жертва вечная» 1868 г. описывавшему высший, образованный слой общества, куда входили чиновники, представители административной власти, люди свободных профессий, поборники буржуазного либерализма, «новые люди», разночинцы и др.20; то Р. В. Иванову-Разумнику в. начале XX в. указывая на его книги «Что такое «махаевщина» 1908 г. и «Что такое интеллигенция» 1920 г., где он дал следующее определение: «интеллигенция есть этически - антимещанская, социологически - внесословная,
17См. Лисовский В Т. Станет ли студент интеллигентом? // Интеллигенция и нравственность (социологические очерки) - М.:НИИВО, 1993. - С.191.; также см. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.. 1990. -С. 14
,8См. Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / Сост., коммект. H. Казаковой; Преднсл. В. Шелохасва. - М.: Мол. Гвардия, 1991 - С. 136-153.
19 См.: Жвдков B.C., Соколов К.Б. Интеллигенция в формировании картины мира //Искусство и картина мира. - СПб.: Алетсйя, 2003. -С. 189.
20 Цит. по: Осинский И.И. О происхождении и содержании понятия «Интеллигенция» // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. - М.: РГГУ, 2001. - С. 68. См. также Лисовский В.Т. Станет ли студент шгтехтигеитом? // Интеллигенция и нравственность (социологические очерки). - М.: НИИВО, 1993.-С.191.
18
внеклассовая преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности»21 и др. Согласно одной из точек зрения (М.О. Гершензон, Д.С. Мережковский, Г.П. Федотов), представленной в том числе и западными исследователями русской истории, интеллигенция - продукт вестернизации России, начавшейся при Великом Петре. Согласно марксистской позиции (К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин), она появилась в период становления и развития капитализма, когда обнаружился спрос на квалифицированных специалистов различных областей знания. Кроме того считают, что интеллигенция появилась в силу идейного отчуждения от государства и враждебности к нему образованной части общества (П.Б. Струве). Одним из самых значительных трудов начала XX века, посвященных этой группе, большинство исследователей считают «Вехи»22.
Тема интеллигенции является спорной и дискуссионной уже более века. Определений интеллигенции великое множество. Например, в философской традиции понятие «интеллигенция» находится в одном ряду с такими понятиями как «дух», «разум», «мыслящая субстанция», также существуют культурологические, исторические, политологические, этические и др. Считается, что интеллигенция - это чисто русское явление (так как оно фиксировало черты определенной части русского общества конца XIX в.)23 и в словарях этот термин часто приводится с пометкой «русский». Ее функции состоят в выработке и распространении передовых общественных идеалов, соблюдении высоких этических норм, деятельном участи в просвещении народных масс.
21 Цит. по: Лисовский В Т. Указ. соч. -С. 194. См. также: Рутксвич М.Н. Место интеллигенции в социальной структуре общества//Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: Материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 29-30 июня 2000 г. - Улан-удэ: Издательство Бурятского госуниверсигста, 2000 - 4.1. - С.4
22 Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910/ Сост., коммент. Н. Казаковой; прсдисл. В. Шелохаева. - М.: Мол. Гвардия, 1991. -462 с.
23 Г.Федотов отмечает, 'гго в западном мире нет такой вещи, которая могла бы быть названа интеллигенцией / Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции //Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т. 1. - СПб., 1991 - С.60.
19