л
г
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ.................................................16
1.1. Понятие «ценностные ориентации» в современном социогуманитарном знании............-......................................16
1.2. Работающая молодежь современной России: общая характеристика 46
1.3. Источники формирования ценностных ориентаций современной работающей молодежи......................................75
ГЛАВА П. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ..................................... 97
2.1. Ценностные ориентации работающей молодежи в зависимости от места проживания...........................................:...97
2.2. Специфика ценностных ориентаций молодежи различных сфер деятельности............................................126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................146
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ..............................................152
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................173
г
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное российское общество переживает ряд глубоких преобразований, связанных с созданием основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Переход России к новому социально-экономическому укладу повлек за собой изменения ' во ’ всех сферах общественной жизни, сопровождаясь трансформацией ценностных ориентаций. Эго харакгерно для всех социальных групп, особенно для молодежи, включая ту ее часть, которая обозначается как работающая молодежь. Работающая молодежь — это субъект, формирующий будущий потенциал страны. От того, каковы позиции, ценностные ориентации молодежи, занятой трудовой деятельностью, каковы се облик, энергия, мировоззрение, нравственное здоровье, зависит социальное развитие общества в целом.
Молодое поколение работников интегрируется в социальное и профессиональное сообщество в условиях особой социокультурной ситуации, складывающейся под влиянием многообразных условий и факторов, которые способствуют формированию важных качеств, позволяющих молодежи удовлетворять потребности в личностном развитии. В связи с этим особенную актуальность приобретает исследование основных факторов формирования ценностных ориентиров работающей молодежи, на основе которых она строит свою трудовую деягельность.
Молодое поколение работников в начале XXI века сталкивается с новым комплексом открывающихся возможностей для повышения квалификации, роста профессионализма (информационные технологии, Интернет, стажировки за границей и т.д.), существенно отличающихся от тех, которые существовали еще два десятилетия назад. В этом контексте важным является изучение источников формирования ценностных ориентаций занятой трудовой деятельностью молодежи, оказывающих влияние на динамику ее ценностных ориентаций.
18
как он поступал ранее. Данный конструктор, зафиксированный в психике, Д.Н. Узнадзе назвал установкой к поведению. Система важнейших наиболее устойчивых социальных установок личности получила название ценностной ориентации. Концепция ценностных ориентаций Д.Н, Узнадзе характеризуется как психологические установки на определенный тип поведения в конкретной ситуации. При этом, Д.Н. Узнадзе1 определяет ценность как понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость предмета или явления для человека Поэтому ценностная ориентация личности - это совокупность социальных установок относительно наиболее важных для нес предметов или явлений. По мнению ученого, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. 1
Позднее по вопросу изучения сущности ценностных ориентаций личности выделилась группа авторов (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.), которая.была * нссклонна отождествлять понятия ценностной ориентации и социальной установки. Названные ученые рассматривали ценностные ориентации как относительно устойчивое, социально обусловленное отношение Человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; как фиксированную в психике индивида и социально обусловленную направленность на цели и средства деятельности в некоторой (некоторых) сфере (сферах) его жизни. Формирование ценностных ориентаций - это процесс становления самой личности, ее индивидуального сознания и индивидуальной психологии под воздействием непосредст венного социального окружения.2
Из этого определения следует, что необходимой предпосылкой формирования и функционирования ценностных ориентаций должно быть наличие системы социальных ценностей. Сами же ценностные ориентации
1 См.: Узнадзе Д.Н. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004. - С. 142.
2 См.: Здравомыслов А.Г., Ядов В.Л. Отношение к труду и ценностные ориентации // Социология СССР. Т. 2. - М.: Мысль, 1965. - С. 195.
19
выступают как ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, дегерминированные социальными условиями жизни данного индивида.
По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а, следовательно, конформизм, безликость человека.1
М.Х. Титма, изучая генезис ценностных ориентаций молодежи, пришел к выводу о необходимости соотнесения ценностных ориентаций с целями. «Критерием выбора выступают ценностные представления, содержащие цели, которые молодежь преследует посредством выбора профессий»2 и далее: «Выступая в качестве носителей целей, преследуемых той или иной группой молодежи в профессиональной деятельности и се выборе, ценностные представления имеют двоякое значение. Они выступают в качестве духовных регуляторов распределения людских ресурсов посредством выбора профессий в обществе; с другой стороны, эти ценностные представления входят в мировоззрение личности».3
1 См.: Личность и ее ценностные ориентации / Под ред. Ядова В.А. Вып. 1. - М.: ИКСИ АН СССР, 1969. - С. 89.
2 Титма М.Х. Некоторые методологические предпосылки исследования генезиса ценностных представлений молодежи // Воспитание студенчества. - М.: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1971. — С. 220-221.
3 Там же. - С. 221.
- Київ+380960830922