Ви є тут

Социологические проблемы негосударственного образования

Автор: 
Нотман Ольга Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000214447
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление.
Введение 3
Глава 1. Методологические и исторические аспекты изучения негосударственного образования 14
§ 1. Понятие негосударственного образования, особенности его развития в дореволюционной России и на Западе 14
§ 2. Негосударственное образование в современной России: особенности развития, структура, функции 47
Глава 2. Взаимодействие социальных общностей в
учреждениях негосударственного образования 78
§ 1. Взаимодействие социальных общностей в
негосударственной общеобразовательной школе 87
§ 2. Взаимодействие социальных общностей в негосударственном вузе 113
Заключение 136
Литература
142
3
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах его жизни, в деятельности всех социальных институтов. Естественно, что в стороне от этих изменений не может оставаться такой важный социальный институт, как образование. Демократизация общественных процессов, социально-экономическое реформирование, переход к рынку привели к увеличению спроса на количество и качество образовательных услуг различных слоев населения, к росту образовательных потребностей, которые государственная система удовлетворить в полной мере не смогла. Возникшее противоречие явилось одной из причин создания и развития новых образовательных структур.
Формирующаяся структура гражданского общества, социальное расслоение неизбежно порождают различные социальные заказы, дифференцированный спрос на образовательные услуги. Поэтому важным концептуальным принципом реформирования образования является плюрализм его форм как внутренний источник развития и совершенствования системы обучения и воспитания.
В конце 80-х - начале 90-х гг. в России начались глобальные инновационные процессы в сфере образования. В это время были сняты многие ограничения в работе учителей, разрабатывались и внедрялись новые учебные предметы и методы преподавания, начался процесс дифференциации учебных заведений на принципиально новых основаниях. Принятие закона РФ “Об образовании” придало новый импульс этой работе, потребовало иначе взглянуть на накопленный опыт. Это связано с тем, что закон содержит ряд моментов принципиальной новизны. В нем впервые поставлена задача удовлетворения потребностей личности в сфере образования. Предусмотрено значительное изменение содержания образования, его форм, методов, направленных на повышение качества знаний учащихся. Меняются методы управления системой образования и мно-
14
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
§1. Понятие негосударственного образования, особенности его развития в
дореволюционной России и на Западе.
Приступая к анализу понятия “негосударственное образование", необходимо проанализировать понятие “образование” вообще. Буквальный смысл термина “образование” - “формирование образа”. В этом значении его ввел в педагогику Иоганн Генрих Песталоцци. Это понятие во многом сходно с широким пониманием воспитания, поэтому термин “образование” в широком смысле используется в некоторых работах и для обозначения целостного воспитательного процесса. В педагогической литературе понятие “образование” относится, прежде всего, к передаче и усвоению знаний, умений и навыков, формированию познавательных интересов и способностей, к подготовке к профессиональной деятельности.
И.Ф. Харламов дает такое определение образования: “Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие”.1 В данном определении понятие “образование” обозначает как результаты, которых добивается личность в своем развитии, так и сам образовательный процесс, процесс получения знаний.
B.C. Леднев отрицает возможность использования термина “образование” для обозначения как процесса, так и результата становления личности. Он предлагает закрепить термин “образование” за процессом становления личности. А результатом образования является сама личность. Если же возникнет необходимость в этимологическом подчеркивании результата
1 Харламов И.Ф Педагогика: Учеб пособие. - М.: Юрисгь, 1997. С. 118.
15
образования, то можно прибегнуть к понятию “образованность”
Приведем определение B.C. Леднева полностью: “ Образование - это общественно-организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами. Этот процесс имеет сложную иерархическую структуру, характеризующуюся взаимопересекающимися компонентами, в частности:
- усвоением опыта (в форме знаний и умений), воспитанием качеств поведения, физическим и умственным развитием;
- такими базовыми сторонами передаваемой культуры, как познавательная, нравственная, преобразовательная (трудовая), коммуникативная, эстетическая и физическая” 1
Вряд ли далее уместно углубляться в понятийно-терминологические тонкости педагогического подхода к образованию. Подчеркнем лишь то, что в педагогической науке образование часто рассматривают как специально организованную и целенаправленную систему воспитания и обучения человека, обеспечивающую его развитие. Оно характеризуется также как совокупность знаний, навыков и умений, получаемых человеком в этой системе, и достигнутый уровень его развития.1 Такая трактовка характерна для системного подхода к образованию, дополненного здесь еще и выделением определенного, достигнутого человеком уровня образования. Можно сказать, что педагогике свойствен “внутрисистемный” акцент в подходе к образованию. Социологию же интересуют вещи иного плана. Если педагогика характеризует образование с позиций преимущественно внутреннего порядка, то социология обращает внимание также и на взаимосвязи внешнего плана (с различными общественными структурами, институтами и организациями).
1 Леднев В С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991. С. 24.