Ви є тут

Социальная роль довузовского образования

Автор: 
Чеканова Элла Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000189197
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Образование как социальный институт.........................13
1.1. Тенденции анализа форм и содержания
образовательной деятельности................................13
1.2. Социально-образовательные программы
в довузовской подготовке....................................52
Глава 2. Роль социальных факторов в довузовской подготовке...........69
2.1. Социальная компетентность в
довузовских образовательных программах......................69
2.2. Динамика социального статуса
контингента довузовского образования........................92
Заключение...........................................................122
Библиография.........................................................132
Приложения...........................................................143
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Взаимосвязь системы образования и социальной структуры общества попадает в сферу исследований мировой и отечественной социологии: образование конструирует социальную реальность, стратифицирует общество, детерминирует социальную мобильность, социальное здоровье и экзистенциальное самочувствие социальных групп и каждого человека.
Проблемы отечественного образования сегодня — результат многолетнего невнимания государства к образованию как социальному институту, итог унифицированного подхода к организации и финансированию в сфере образования, последствия экстенсивного развития образования в ущерб качеству подготовки, формированию социальной компетентности и социального статуса специалистов.
Идея статусного предназначения образования в российских условиях в последние годы подвергалась значительным изменениям. В конце 80-х наличие вузовского диплома свидетельствовало о принадлежности к престижному социальному слою, наличии определенных материальных благ. Это было эффективным вложением времени и усилий. Образование в значительной степени детерминировало продвижение по социальной лестнице. Позже эта тенденция практически исчезла. Молодежь осознала, что высокий уровень образования не играет роли для достижения жизненного успеха, особенно в материальном отношении. Однако в последнее время происходит изменение отношения к образованию. В разных социальных группах его роль по формированию социального статуса оценивается по-разному. Необходимо
15
эмпирический путь развития. Наиболее видные представители социологии знания так или иначе обращались к образованию, но их подход не включал образование в «социальный контекст» знания.
Одним из основоположников социологии образования является Манхейм К. Суть подхода Манхейма К. к образованию заключается в следующем: образование формирует человека в конкретном обществе и для данного общества: наилучшей образовательной единицей является группа; цели образования могут быть адекватно поняты лишь в конкретных ситуациях, зависят от социального строя, в котором они формируются. Нельзя не согласиться с Манхеймом К., что исследование объекта не является изолированным актом: оно происходит в определенном контексте, на характер которого влияют ценности и коллективно-бессознательные волевые импульсы. В социальных науках именно этот интеллектуальный интерес, утвередает Манхейм К., формирует конкретные гипотезы исследования, а также упорядочивающие опыт модели мышления4 . Сходная позиция по данному аспекту представлена Фуко М., который констатирует, что знание в каждую историческую эпоху определяется той или иной «социальной технологией».
Интерес к проблемам образования проявляли и такие крупные социологи знания как Бергер П. и Лукман Т.5 . Основное в теории этих авторов - роль и место знания, определяющего процесс социализации. Один из аспектов этой теории - рассмотрение социализации сквозь призму социального распределения знаний. Исследуются аспекты институциального распределения знания между первичной и вторичной социализациями. В качестве вывода констатируется, что оптимальной иллюстрацией вторичной социализации
3 Зборовский Г.Е. Социология образования и социология звания: поиск взаимодействия. // СОЦис. 1997, >62, с.2-17.
4 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1995, с.10.
*
является развитие современного образования. Особое внимание авторы уделяют формализованному характеру отношений между учителями и учениками, акцентируя особое внимание на характере образования.
Заслуживает внимания точка зрения Филиппова Ф Р., который определят социологию образования как специальную социологическую науку, предметом которой является система образования как социальный институт6 . Позже он определяет социологию образования как отрасль социологии, изучающую систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом.
Итак, учитывая вышеизложенное, социология образования — область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учрехедения (школы, вузы и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Исследование образования с позиций институциального подхода, по мнению Г.Е. Зборовского, предполагает: рассмотрение образования как элемента системы общественных отношений, взаимодействующего с другими ее элементами; изучение образования как определенной устойчивой и динамичной формы организации общественной жизни в сфере обучения и воспитания; институциальный подход рассматривает образование как взаимодействие социальных общностей, организованное определенным образом для достижения целей и задач обучения, воспитания, социализации и развития личности; в рамках данного подхода выявляется авторитет и престиж системы образования и ее составляющих; целью является определение
5 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995,323с.
6 Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980., с.27-28.